ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
198 Лиза не вызывала у мужа ощущения будоражащей прелести жизни. Связанная с Лизой цветовая палитра уныла для героя. В портретной характеристике Лизы меняется функция белого цвета. До замужества Лиза с ее нежным, белым, желтоватым цветом лица вызывала у героя ощущение трогательной беззащитности. Преследующий героя образ любовницы привел к тому, что белый капот жены превратил ее в без- ликое, не интересное мужу существо. В «Крейцеровой сонате» и «Дьяволе» красный цвет становится зловещим и исключает положительную семантику. Красный – один из самых неоднозначных цветов в мифологии и религии разных народов: это символ природной жизни, стремления к победе, а также сигнал опасности; в народной символике красный цвет – цвет радости, празд- ника, а также греха, жестокости, сексуального возбуждения, убийства; в христианстве этот цвет символизирует Страсти Господни, Божью лю- бовь, огонь Пятидесятницы; в инфернальном аспекте красный – цвет дьявола; в эмоциональной сфере красный цвет символизирует страсть, любовь, эгоизм, ненависть; на Руси синоним красного– красивый. В «Крейцеровой сонате» красный цвет появился при описании психофизического состояния героя, который в вагоне поезда с волне- нием слушал разговор попутчиков, не соглашаясь с расхожими фраза- ми о таинстве брака: «Он <…> очевидно, очень волновался: лицо его было красно и на щека вздрагивал мускул» [Толстой, 1936 б, 12]. Крас- ный цвет, став частью портретной характеристики, начал свидетельст- вовать о самых неприглядных чертах характера персонажей. Трижды упомянутые красные улыбающиеся губы Трухачевского кажутся ге- рою сладострастными и вызывают возрастающую неприязнь. Распа- ленный ревностью и ненавистью Позднышев дает уничижительную характеристику Трухачевскому, включающую бранную оценку собст- венной жены, которая, как теперь представляется герою, безнравст- венна и воплощает похоть: «Он человек неженатый, здоровый (помню, как он хрустел хрящом в котлетке и обхватывал жадно красными губами стакан с вином), сытый, гладкий» [Толстой, 1936 б, 64]; «И вот пять человек детей, и она обнимает музыканта, оттого что у него красные губы! Нет, это не человек! Это сука, это мерзкая су- ка!» [Толстой, 1936 б, 70]. Жена героя и Трухачевский в сознании оскорбленного мужа предстают как заговорщики-прелюбодеи, ведущие себя синхронно двусмысленно: они краснеют при музицировании – опаснейшем, с точки зрения героя, занятии, которое склоняет к прелюбодеянию. Покрасневшее лицо жены героя, которую тот увидел рядом с Труха-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=