ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
197 зирует невинность, трансцендентное совершенство, духовную власть, спасение нравственно возрожденных людей; у христиан белый цвет олицетворяет добро, очищенную душу; это цвет Пасхи, Рождества и Крещения. В «Смерти Ивана Ильича» изначально белый цвет был связан для хозяина дома с уверенностью в завтрашнем дне. Белый галстук лакея остался в памяти героя как гарант стабильности и материального дос- татка. Устав от лицемерия окружающих, тщетно старавшихся уверить его в несерьезности болезни, Иван Ильич без внутреннего протеста стал относиться только к Герасиму, который, как казалось герою, был единственным, кто сострадал ему, а потому связанный с Герасимом белый цвет отчасти успокаивал больного. Белый цвет в одежде и во внешности родственников вызывал резкое неприятие у Ивана Ильича, воспринимался им как свидетельство их душевной черствости и само- довольства. В «Крейцеровой сонате» у белого цвета сугубо негативное значе- ние. Белый цвет трижды возникает при описании внешности Труха- чевского, который, как казалось герою, решил соблазнить его жену. Позднышеву были неприятны белая шея Трухачевского, его изогнутые кверху большие белые пальцы и белая мягкая рука. Ненавидя челове- ка, принесшего в его дом бесчестие и страдания, Позднышев играл роль гостеприимного хозяина, долго тряс его белую руку и злился на себя и на всех. В «Дьяволе» все цвета одежды Степаниды стали для Иртенева чувственно притягательны. В описании Степаниды изначально доми- нировали два цвета, связанные на Руси с представлением о праздни- ке, – белый и красный, к тому же бело-красная гамма – излюбленное сочетание цветов в народном костюме, символизирующее добрые си- лы, могущество, почет, власть и богатство [Базыма, 2005, 20], а потому палитра одежды Степанида не могла не привлекать внимания Евгения. Степанида, представшая перед героем в бело-красной палитре одежды, произвела на него впечатление свежей красивой женщины, готовой предаться утехам с неженатым барином, но при этом застенчивой, а потому особенно соблазнительной. В представлении людей бело- красная гамма символизирует также дьявола и смерть, а потому цвет одежды Степаниды так притягателен и тревожен для героя. Как замечает К. А. Нагина, «Степанида и Лиза должны олицетво- рять два противоположных начала: плоть и дух. Но <…> добродетель- ная, любящая Лиза Анненская предстает в сравнении со Степанидой – “дьяволом” – слабой, безвольной и некрасивой» [Нагина, 2003, 103].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=