ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

196 желтый цвет маркирует стремление человека избавиться от угне- тающей зависимости. В «Смерти Ивана Ильича» желтый цвет связан с описанием по- койника. В «Крейцеровой сонате» в гостиничном номере с желтыми обоями Позднышев, мысленно нарисовав картины разврата, которому его жена предавалась с Трухачевским, решил срочно вернуться домой; нервозность героя и его непереносимость желтого цвета предвещает трагедию человека, страдавшего от осознания невозможности честно- сти во взаимоотношении супругов. В «Дьяволе» желтоватый цвет при описании внешности Лизы становится показателем ее физического нездоровья и уныния и начинает раздражать мужа, который не мог преодолеть влечения к крестьянке Степаниде, пышущей здоровьем . Толстой использует голубой цвет при описании одежды героини. На Троицу Лиза вышла к веселившейся толпе народа в голубом платье и таких же лентах на голове. Согласно сложившимся представлениям, голубой цве т – символ божественного и чистого – олицетворяет духов- ное совершенство и возвышенные идеалы. Автор подчеркивает, что Лиза в голубом платье вызывала у мужа раздражение своей угловато- стью. Не случайно герой не услышал, как его позвала жена: он любо- вался Степанидой – широкой, энергической, румяной, веселой, пля- савшей в праздничной толпе. Чувство незащищенной трогательности, которое вызывала Лиза-невеста, сменилось у героя раздражением ее покорностью, болезненностью и слабостью, при этом Евгений испы- тывал возраставшее недовольство собой: стремясь к чувственному восприятию жизни, он осуждал прелюбодеяние. В «Смерти Ивана Ильича» в минорной монохромной картине прощания с покойником неожиданно появились розовый и зеленый цвета, связанные с воссозданием предметов быта. Розовый кретон с зелеными листьями напомнил Петру Ивановичу, собиравшемуся по- сле панихиды играть в вист, о том, как Иван Ильич тщательно выбирал эту обивку для гостиной. В представлениях людей розовый – цвет жи- вительной росы и обольщения, символ любви; зеленый – цвет расти- тельности и жизни. Заболевший Иван Ильич ни разу не остановился взглядом на цвете стен гостиной: черной завистью завидуя здоровью родных, он растворялся в своей боли и страдал от мысли о скорой смерти. В доме покойника розово-зеленая гамма потеряла свою жизне- утверждающую семантику при освещении пасмурной лампой . Белый цвет в повестях Толстого используется при описании оде- жды, внешности и психофизического состояния персонажей. В созна- нии людей белый цвет ассоциируется с жизнью и любовью, символи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=