ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

187 например, писал: ״Что за язык в последнем романе г. Толстого? Речь его, там, где идет рассказ от лица автора, сплетается часто из нагромо- жденных одно на другое предложений в такие безобразные периоды, с таким повторением одних и тех же слов, что напоминает невольно средневековую латынь, или писание наших старых приказных״. Прав ли журнал, приводя подобные утверждения? Напомним в качестве образца тот отрывок (период), о котором шла речь на стра- ницах журнала: ״Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодуш- ны, невнимательны к ней, чувствовалось почему-то, по изредка бро- саемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – все это было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на одну пару и – Пьера и Элен״. ״Что״ – универсальный посредник в мире Толстого. На одной странице текста автобиографической трилогии можно встретить: чув- ствовалось, что...; заметил, что...; казалось, что...; представил, что...; вспомнил, что...; убежден, что...; мучило, что...; думал, что ... [Толстой, 1949]. Другой творческой силой, на наш взгляд, является особый, чисто толстовский рационализм, настойчивое стремление осмыслить сущее и обосновать его, доведенное до предела, вплоть до скрупулезной клас- сификации по рубрикам (людей, страстей и т. д.), вплоть до потребно- сти «графически выразить вечность» [Л. Н. Толстой, 1949]. *** Литературное пренебрежение к фразе, к эффективности, услож- ненным риторическим приемам выражения в языке Л. Толстого 50 – 60-х годов было одним из приемов борьбы с романтическими стилями предшествующей эпохи, с их застывшей характерологией и мифологи- ей. На литературном знамени Л. Толстого был девиз: простота и прав- да, что означает, что Толстой борется за реалистический стиль, за бес- пощадное разоблачение словесных штампов, за точное, красочное и неприглаженное воспроизведение действительности в слове. В семантике литературного языка отражаются функциональные связи предметов, явлений, событий, категории лиц, признанные и осознанные данной общественной средой не прямо, а через призму культурных и бытовых традиций современного общества. Начало этому положил Н. Гоголь. Особенно в ״Мертвых душах״ он начинает борьбу с романтическим и официально-бюрократическим искажением действительности, с так называемым, ״кривым зеркалом״.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=