ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
182 было разобрать, что они причитали » [316]; «Первая заголосила вы- шедшая за парнями очень старая, сгорбленная женщина»; «<…> ста- руха истерически захохотала » [317]; «<…> закрывая лицо рукою, за- хлюпал , как ребенок» [318]. Причитания, плач во время проводов – это освященный традицией стереотип поведения. Объясняется это, по сло- вам Е.В. Барсова, с тем, что, «провожая сыновей своих в военную службу, которая по идее своей связана с пролитием крови, решением самой жизни за веру и отчизну, отцы и матери оплакивают сыновей своих – новобранцев, как живых мертвецов, с которыми свидание, быть может, предстоит в будущей жизни» [Причитания, 1997, 11]. Пишет выдающийся ученый и о том, что «тяжкие страды … службы, созданные историческим ходом жизни, делали эту службу тяжелее самой смерти» [Причитания, 1997, 11]. Исследователь А. К. Байбурин по поводу проводов рекрутов в работе «Ритуал в традиционной культуре» отмечал: «Судя по немно- гочисленным описаниям рекрутского обряда, он во многом копирует свадьбу (и альтернативен ей), причем роль рекрута сопоставима с ро- лью невесты. Если иметь в виду такие аналогии, как обряд постриже- ния в монахини (“Христова невеста”), то рекрут – “невеста государст- ва” (царя, армии)» [Байбурин, 1993, 65]. В лексико-тематическую группу «переживания родственников, отца, матери» входят также ключевые слова горе (в значении «беда, бествиiе, несчастiе, злопалучiе, напасть» [Сл. Д., I, 378]) и несчастье, смертушка, словосочетания отца матери, родиму сторонушку с се- мами 'горе родителей', 'смерть', 'расставание с родной стороной, домом': «– Горе плачет, горе песенки поет» [318]; «Слышны были только отдельные слова: смертушка… отца матери… родиму сторо- нушку » [316]. Отношение повествователя к происходящему выражается в словосочетаниях стало мучительно стыдно, ужасное значение, сознание совершенного дурного поступка : « Мне стало мучительно стыдно за то, что я смотрел на это, как на интересное зрелище. Я остановился и с сознанием совершенного дурного поступка вер- нулся домой» [319]. Выражено оно и в оценке русского народа: кроткий, мудрый, святой [319]. В рассказе «Корней Васильев», который был «написан для "Круга чтения" в феврале – мае 1905 г., также отражено особое, кризисное пространство. Сюжет произведения – «история "ушедшего странство- вать от жены" – взят у сказителя В. П. Щеголенка, посетившего Тол- стого в 1879 г.» [Бойко, 1983, 499]. Слова дом и изба , ключевые в тек-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=