ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

160 за, который составляет художественный центр романов Толстого» [Чичерин, 1977, 258]. Н. С. Ганцовская отмечает, что, несмотря на значительный объем сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, Л. Н. Толстой «достаточно активно вводит их в реплики действующих лиц своих драматургических произведений, в большей или меньшей степени приспосабливая эту конструкцию к условиям устного речево- го общения» [Ганцовская, 1984, 72]. Анализ материала показал, что речевой репертуар персонажей «Войны и мира» обладает значитель- ным потенциалом в аспекте первого члена стилистической дилеммы книжное / разговорное. Писатель широко внедряет МСПП в речь дей- ствующих лиц (12 % от всего числа подобных предложений в тексте произведения) [Ивкова, 2014, 213], тем самым характеризуя персона- жей через их «лингвистический облик». В тексте романа-эпопеи МСПП встречаются в речи представителей всех слоев общества. Од- нако в основном это люди, принадлежащие к придворно-аристокра- тическому кругу, получившие хорошее образование, в совершенстве владеющие языками. Наиболее высокой фреквенция МСПП оказыва- ется в речи Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, На- таши Ростовой, Николая Ростова, графини Ростовой, князя Василия. Несомненный интерес вызывает речевой репертуар центральной героини «Войны и мира» Наташи Ростовой. В целом на речь Наташи (внешнюю и внутреннюю) приходится 10 % от всего числа МСПП, представленных в речи действующих лиц произведения (Ср.: Андрей Болконский – 20 %, Пьер Безухов – 15 %, княжна Марьи – 16 %). Если повышенную продуктивность усложненных конструкций в речи Анд- рея Болконского и Пьера Безухова можно объяснить тем фактом, что они всесторонне образованы, в совершенстве говорят и пишут не толь- ко на литературном русском, но и французском языке, являются ин- теллектуалами, а их внутренний мир отличается сложностью и проти- воречивостью, то достаточная частотность МСПП в речи Наташи Ростовой, как представляется, объясняется противоречивостью и бо- гатством эмоциональной сферы ее внутреннего мира. Она получила домашнее образование, но ее интеллектуальные способности далеки от совершенства; ее французский язык также несовершенен, она часто допускает ошибки. Однако Наташа Ростова – цельная личность, ста- новление которой происходит на протяжении всего произведения. Ес- ли в случае с подачей речи Андрея и Пьера можно говорить о ее ста- бильной «стройной организованности», о четкости логических связей, что находит свое отражение и в грамматическом построении МСПП,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=