ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
16 гаются мучительным пыткам и неправедному суду, родных людей раз- лучают, виновным воздается прощение, а наказание – дьявольски иска- жено идеей нравственного и духовного «исправления» преступников на каторге, в тюрьме. Такова «перевернутая»реальность жизни, ее абсурд- ность и нравственная выхолощенность, выписана Толстым с необыкно- венно художественной и психологической правдой… Так что же такое ад современной жизни романа «Воскресение», тот ад, в котором живут все люди, независимо от социального положе- ния? Ад – порождение зла , которое очевидно, есть зло социальное. Однако, зла, как это не парадоксально звучит, согласно учению Тол- стого, не существует, оно иллюзорно… Иллюзия зла: грехи – соблазны – суеверия Зло в понимании Л. Н. Толстого имеет двойственный парадоксальный смысл. «Мы называем злом все то, – пишет Толстой во вводном, ключевом изречении к разделу «Зло» в «Пути жизни», – что нарушает благо нашей телесной жизни. А между тем вся жизнь наша есть только постепенное ос- вобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает жизнь такою, какая она действительно есть, нет зла» [Толстой, 1993, 358]. Эту мысль Толстой приводит в еще более парадоксальной и ла- коничной форме: «То, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро» [Толстой, 1993, 363]. Таким образом, позиция Л. Н. Толстого в определении зла двой- ственна и противоречива: с одной стороны, зло реально не существует, это – иллюзия, с другой, – зло есть «непонятое добро», следовательно, зло для Толстого эфемерно, иллюзорно и в то же время реально. В этом смысле (реальности зла) Толстой ориентируется на христиан- скую традицию ( Контекст евангельской заповеди позволяет предпо- ложить, что зло не просто реально, оно суперреально. «Дьявольская » реальность зла узурпирует все права сущего быть онтологически зна- чимым. Христос заповедует не противиться человеческой силой эт о- му дьявольскому онтологизму зла, противопоставив ему духовную сверхсущую реальность кротости, терпения и милосердия ). Толстой выделяет различные виды зла. Но в целом, опыт воспри- ятия и переживания зла оказался для него смещенным в область зла социального, прежде всего, собственности и власти, которые он рас- сматривает в качестве моральных пороков личности и общества: греха тунеядства и праздности, греха корыстолюбия и богатства, греха вла- столюбия, соблазна неравенства и соблазна насилия. Совокупность грехов, согласно учению Толстого, – зло, в его он- тологическом и этическом смыслах. Зло конкретизируется в понятии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=