ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

147 субъекта – адресанта моделируемого дискурса – выступают генерали- зованные множества (см., например, в (1) так называемые образован- ные люди ; ср. еще: люди нашего времени (26); грубое большинство че- ловечества (28); люди нашего века (33)). Ярко негативная семантика именных групп, обозначающих коллективного субъекта – носителя критикуемой позиции ( книжники; фарисеи; самые грубые, невежест- венные люди ), и система номинаций разоблачаемых направлений мыс- ли, учений о жизни ( ложное учение; странное учение ) недвусмыслен- но выражают авторскую позицию и формируют аксиологию полемического пространства. Частотный у Толстого маркер негатив- ного отношения к обозначаемому объекту так называемый участвует в выражении значимых смысловых оппозиций ‘ истинное знание versus ложная наука’ . Ср. еще: так называемая наука нашего европейского мира (75) – ‘квазинаука’. Чужое слово, призванное подтвердить правильность идейных и морально-этических позиций автора или служащее отправной точкой для выражения авторских воззрений, как правило, персонифицировано: «Жизнь – это распространение того света, который для блага людей сошел в них с неба», сказал Конфуций за 600 лет до Р.Х. (22); «Жизнь – это отречение от себя для достижения блаженной нирваны», сказал Будда , современник Конфуция (23). Точные и неточные цитаты из Еван- гелия приводятся как со специальным указанием на чужое слово, так и без таких маркеров. В последнем случае фрагменты Священных тек- стов, высказывания великих мыслителей древности функционируют на правах прецедентных текстов, которые известны всем. Наряду с моделированием “чужого слова” и цитациями автор прибегает к “пересказу” системы воззрений “третьих” лиц. Интенция сопоставления, противопоставления и/или разоблачения/развенчания неверных, с точки зрения автора, смысловых позиций реализуется в стилистически маркированных ССЦ, построенных по принципу ан- титетических и анафорических полипредикативных единств. Так, на- пример, в Главе XXVII логику авторского анализа существующих взглядов на жизнь и способ структурирования содержания главы пере- дают начальные повторяющиеся элементы абзацев: Ведь есть только два строго логических взгляда на жизнь…; Первый ложный взгляд…; Взгляд этот в своем теперешнем выражении такой…; Таков один взгляд на жизнь…; Другой же взгляд на жизнь такой…; Ни при том, ни при другом взгляде на жизнь… (94–95). Третий принцип структурирования полемического пространства – моделирование сознания “третьих лиц”. Целые главы (или большие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=