ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

145  люди, не понимающие жизни o невежественные люди o так называемые образованные люди Содержание трактата позволяет рассмотреть более детальную классификацию групп оппонентов. Так, группа современных книжни- ков включает в себя и представителей опытной науки , и особенно лю- то ненавидимой автором социологии, и философов нового времени. Авторское отношение к этой группе “третьих” лиц выражено абсо- лютно недвусмысленно в системе номинаций, о чем вскользь скажем ниже. Здесь же обратим внимание на номинации-аллюзии: использо- вание имен с характеризующей семантикой как неких ярлыков – книжники и фарисеи – не только свидетельство негативного отноше- ния к коллективному оппоненту и его позиции, но и – через расшире- ние временных рамок религиозного дискурса – повышение статуса, смысловой значимости самого разговора о жизни. В трактате Л. Н. Толстого взаимодействуют несколько принципов организации полемического пространства, это:  моделирование дискурса “коллективного оппонента”;  авторское изложение сопоставляемых/противопоставляемых смы- словых позиций;  моделирование сознания “коллективного оппонента”;  дискурсивизация смоделированных сознаний, или моделирование “разговора” разных сознаний;  моделирование “спора” носителей истины и заблуждений. Авторское моделирование дискурса “коллективного оппонента”; выявление в нем противоречий (подмены понятий, тезисов и т.д.) и на этой основе дискредитация позиции оппонента – основной принцип орга- низации полемического пространства текста. Поскольку трактат Толстого не является научным, в соответствии с традициями философской литера- туры [Азарова 2003], автор обходится без атрибуций цитат, без точных отсылок к научным и философским сочинениям – исключения касаются только эпиграфов и некоторых цитат из Евангелий. В тексте несколько основных способов оформления смоделирован- ного автором чужого дискурса: 1) с помощью двухчастных конструкций с прямой речью: «Но я чувствую требования моей личности, и потому эти требования и законны», – говорят так называемые образованные люди, воспи- танные мирским учением (70) 1 ; 1 Здесь и далее цитируем трактат «О жизни» по: Толстой Л. Н. Собрание сочи- нений: В 22 т. М.: Худож. лит., 1978–1985. Т. XVIII: 1984, указывая номера страниц в круглых скобках.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=