ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
144 ни, постепенно сменяется пафосом утверждения. Однако Л. Н. Толстой вновь и вновь обращается к критике неправильных, с его точки зрения, научных и философских концепций жизни или взглядов на жизнь не- вежественного обывателя, толпы. Объектами отрицания становятся научные теории, философские концепции, догматы церкви, обыденные представления о жизни. Л. Н. Толстой многократно возвращается к, казалось бы, уже опровергнутым точкам зрения – так, развенчанная во «Введении» и первых главах опытная наука вновь и вновь стано- вится объектом разоблачения. Таким образом, полемическое пространство нелинейно, хотя почти полностью покрывает текст, что определяет доминантные характери- стики образа автора: это одновременно яркий (часто едкий!) полемист, яростный критик, разрушитель устоявшихся взглядов и представлений и страстный убежденный проповедник. Конфигурация полемического пространства эксплицирована в на- званиях глав. Ср., например: Глава II «Противоречие жизни сознано че- ловечеством с древнейших времен. Просветители человечества откры- вали людям определения жизни, разрушающие это внутреннее противоречие, но фарисеи и книжники скрывают их от людей» (содер- жание главы – рассмотрение противоположных позиций – эксплициро- вано ярким антитетическим контекстом: однокорневыми антонимами открывали – скрывают , антонимическими номинациями “коллектив- ных оппонентов”, противительным союзом); Глава XX «Требование личности кажется несовместным с требованием разумного сознания» (здесь уже не столь явно выражена полемическая направленность, по- скольку требования личности и разумного сознания оказываются про- тивопоставленными не в обыденном сознании и не в традиционных концепциях социальной психологии, а в авторской философской систе- ме). О превалировании пафоса утверждения свидетельствуют названия, выраженные непредикативными единицами (например, Глава IX «Рож- дение истинной жизни в человеке»), или названия, построенные по мо- дели “Что есть Что” (“N 1 Cop N 1 ”), например, Глава XXXIII «Жизнь ви- димая есть часть бесконечного движения жизни». В трактате эксплицирована целая система смысловых позиций, которые развенчиваются автором. Обобщая, можно представить ипо- стаси “коллективного Другого” – носителей разоблачаемых позиций: ложные учители человечества o современные книжники o современные фарисеи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=