ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

143 блачения чуждых ему смысловых позиций, с одной стороны, и пред- ставления противоположных (и противоположно оцениваемых авто- ром) позиций – с другой. Иными словами, нас будет интересовать про- явление диалогического взаимодействия по двум линиям: «Другой  Другой» как разные позиции “третьих” лиц и «Я (автор/образ автора)  Другой/Другие)» как выражение субъективной позиции по отношению к позиции/позициям “третьих” лиц. Толстовский трактат «О жизни» (1987г.) – довольно объемное сочинение, состоящее из «Введения», 35 глав, «Заключения» и трех «Прибавлений». Текст предваряется тремя эпиграфами, два из которых представляют собой выдержки из философских произведений на языке оригинала: первая – из книги Б. Паскаля «Мысли», вторая – из сочине- ния И. Канта «Критика практического разума». Можно предположить, что именно благодаря Толстому (фрагмент из Паскаля был воспроиз- веден им и в книге «Круг чтения») мысли великих представителей за- падной философской традиции превратились в афоризмы и вошли в культурное пространство говорящих по-русски на правах прецедент- ных текстов: «Человек не что иное, как мыслящий тростник» (Блез Паскаль) и «Ничто не поражает меня так, как звездное небо надо мной и нравственный закон во мне» (Иммануил Кант). В качестве третьего эпиграфа – евангельский текст: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Апология разума и любви в сильных позициях текста предваряет развитие философской мысли (критическое осмысление существующих концепций жизни и представление индивидуально- авторской экзистенциальной философии) и проповедование нравст- венных основ жизни (представление новой – разумной – этики). Итак, в трактате реализуются две глобальные авторские интенции – создать новую философскую концепцию жизни на разумных основа- ниях, представить адекватную требованиям разума картину мира и утвердить правильное, разумное устроение жизни каждого отдельно- го человека и общества в целом. Для реализации этих интенций необ- ходимо разоблачить неверное представление о жизни – как бы расчис- тить площадку для выстраивания новой философии жизни. Структура смыслового пространства текста отражает две тенденции развертыва- ния содержания – от разоблачения и соответственно разрушения тех моделей жизни, которые противоречат логике разумного сознания, к утверждению правильного изучения и устроения жизни. Дискурс отрицания – основная составляющая полемического пространства текста. Пафос отрицания, пронизывающий полемическое пространство, в соответствии с логикой развертывания дискурса о жиз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=