ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

140 долга … мы засеиваем эту алчущую истинного знания землю одними « терниями и волчцами », запутываем этих милых, открытых на все доброе, чистых, как дети, людей коварными, умышленными обмана- ми» [Толстой, т.14, 351]. – тип ФЕБП: библейский эквивалент – функционально-стилистическая роль в рассказе: В тексте рассказа ФЕБП книжной стилистической окраски тернии и волчцы использована в метафорическом значении обмана и всякой скверны, которые легко можно посеять в душах чистых, как дети, кре- стьян. ФЕБП позволяет Л. Н. Толстому плавно перейти от реального пространства к ирреальному: земля – душа человека, семена растений – посеянные в душу сорняки обмана. Писатель заключает ФЕБП тернии и волчцы в кавычки, тем самым подчеркивая «чужой» характер выра- жения и настраивая читателя на соответствующую реминисценцию. 4. ФЕБП: служить Богу и мамоне – общее значение: исповедовать взаимоисключающие принципы. «Мамона» – по-арамейски «богатство», которое, по словам Иисуса Христа, несовместимо с истинной верой в Бога [Николаюк, 2012, 192] – библейский источник: "Никто не может служить двум госпо- дам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне " [Св. Евангелие от Матфея 6:24]. – пример употребления в тексте рассказа Л. Н. Толстого «Проез- жий и крестьянин»: «Одно из двух: либо Богу служи, либо дьяволу» [Толстой, т.14, 308]. – тип ФЕБП: библейский прототип. Л. Н. Толстой перефразирует текст евангельского первоисточника, расширяя второй компонент зна- чения ФЕБП: служение Богу противопоставляется не только служению богатству, но и служению вообще злу, грехам, порокам, которые оли- цетворяет в этом контексте дьявол. – функционально-стилистическая роль в рассказе: В тексте рассказа исходная ФЕБП книжной стилистической о к- раски служить Богу и маммоне употребляется в разговорном стиле, что определяется переосмыслением и заменой второго компонента (маммона-дьявол), а также заменой нейтрального союза «или» сою- зом «либо», имеющим разговорную коннотацию. Такое варьирование ФЕБП необходимо Л. Н. Толстому для создания речевой характери- стики персонажа. Таким образом, функционально – стилистическая роль ФЕБП в поздних рассказах Л. Н. Толстого достаточно разнообразна: они мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=