ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

14 В чем смысл этого романа для нашего современника? Ведь сюжет ба- нален и лишен драматизма для читателя, искушенного картинами смертей, откровенного разврата, нравственных падений и обманов. Барин обольстил и обманул молодую девушку, затем, по прошествии лет, увидел ее в суде, предложил ей спасение, брак, даже пошел за ней на каторгу (какой сюжет для комиксов!). Сколько таких, еще более драматических судеб эпохи рос- сийской перестройки рассказано нам с экранов телевидения и газетных по- лос. И как мы к ним привыкли! Ведь это судьбы других, а не нас и наших близких…, Вспоминается эпитафия на могиле известного французского философа: «Кстати умирают другие…». И все же… почему этот вполне банальный сюжет романа так завораживает? Вероятно, потому, что Толстой, как и Данте в «Божест- венной комедии», показал круги ада современной жизни. Только в от- личие от Данте, он рисует сошествие в ад не после смерти , а в течение всей человеческой жизни – от рождения до смерти . Этот ад, выпи- санный Толстым, зависит от морального выбора человека и связан с колоссальной духовной работой преодоления греха – раскаянием и самосовершенствованием. Метафоры Ада Сошествие в ад начинается с рождения для людей определенного социального положения. Катюша Маслова, например, с рождения, как и сотни других младенцев в русских деревнях, была приговорена к голодной мучительной смерти, однако, физически была спасена сен- тиментальными тетушками Нехлюдова (См.: « Старая барышня сдела- ла выговор и за сливки, и за то, что пустили родившую женщину в скотную, и хотела уже уходить, как, увидав ребеночка, умилилась над ним и вызвалась быть его крестной матерью. Она окрестила де- вочку, а потом, жалея свою крестницу, давала ей молока и денег ма- тери, и девочка осталась жива. Старые барышни так и называли ее «спасенной» [Толстой, 1976, 24]).Условия жизни Масловой в доме терпимости сопоставимы с кругами ада падших грешниц («Утром и днем тяжелый сон после оргии ночи. В третьем, четвертом часу усталое вставанье с грязной постели, зельтерская вода с перепоя, кофе, ленивое шлянье по комнатам в пеньюарах, кофтах, халатах,, смотренье из-за занавесок в окно, вялые перебранки с друг другом…, потом выход в разукрашенную, ярко освещенную залу, приезд гостей, музыка. танцы, конфеты. вино, куренье и прелюбодеяния с молоды- ми, средними, полудетьми и разрушающимися стариками, холо- стыми, женатыми, купцами, приказчиками, армянами, евреями, татарами, богатыми, бедными, здоровыми, больными, трезвыми,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=