ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

13 ние, и Аз воздам» – эти слова из Евангелия, которые Толстой избирает эпиграфом к «Анне Карениной» (и которые он мог бы поставить к «Воскресению» и другим своим произведениям») в той же степени выражают и дух «Божественной Комедии». В этом смысле метафора жизни и ухода Л. Н. Толстого – не «бег- ство из рая» [См.: Басинский, 2010], а сошествие в ад. Если наложить дантовскую схему кругов ада на творчество Толстого, особенно в ас- пекте его учения о грехах, соблазнах и суевериях, то можно выявить его постепенное погружение в глубины человеческой порочности. Круги греховности героев произведений Толстого Учение Толстого о грехах, соблазнах и суевериях может служить религиозно-философской основой понимания судеб героев его произ- ведений в плане классификации их греховных страстей (пороков), осо- бенностей их зарождения и развития, борьбы с ними и их преодоления, раскаяния и возмездия. В этом смысле все герои толстовских произве- дений могут быть выстроены по определенным кругам греховности, подобных тем, которые мы находим в Аду и Чистилище Данте. Так, герои «Анны Карениной» повторяют судьбу Франчески и Паоло, кото- рые несут наказание во втором круге Ада за прелюбодеяние и супру- жескую измену. Не случайно, Толстой избирает эпиграф – «Мне от- мщение, и аз воздам», в котором выражена идея возмездия, как главного закона существования порочных душ (грешников) в аду. Среди героев художественных произведений Толстого мы найдем и чревоугодников, и скупцов, и расточителей, и воров, и лжецов, и богохульников, и предателей. Но наибольшее количество грешников художественного мира Толстого должны нести наказание во втором круге Ада (по классификации грешников Данте) среди сладострастни- ков и прелюбодеев. В данной статье мы хотели бы уделить особое внимание толстов- ским грешниками «второго круга» из романа «Воскресение» – Дмит- рию Нехлюдову и Екатерине Масловой, раскрыть этическую символи- ку их «ада», показав зарождение и развитие греховной страсти, характер раскаяния и смысл возмездия. «Воскресение» как сюжет ада Роман Л. Н. Толстого неоднозначен и в определенной степени «delonguehaleine», «роман большого дыхания», в котором сфокусиро- ваны, по мнению писателя, все «неисполненные замыслы» и который, как всякое великое произведение, наполнен различными смыслами. Каждый век и каждое поколение прочитывает эти смыслы по-своему: кто-то видит в них «Воскресение», а кто-то – «Ад».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=