ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

128 тель прослеживает, преимущественно используя не собственно- прямую речь, что способствует непосредственности изображения соз- нания. Это же делает и А. П. Чехов. Эффект сопереживания в прозе Чехова создается за счет использования не собственно-прямой речи, во многом заменившей традиционную форму внутреннего монолога ге- роя, и деталей-намеков, которые помогают читателю домыслить не- достающее в соответствии с замыслом автора. Особого внимания заслуживает нетрадиционное использование Чеховым художественной детали в психологическом пейзаже. Психо- логическое состояние персонажа не прямо воссоздается, а приписыва- ется нейтральным картинам природы. «Над садом светил полумесяц, и на земле из высокой травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объ- яснились в любви» [Чехов, 1999, т. 9, 75], – именно так передано сча- стливое состояние влюбленных в рассказе «Учитель словесности». А у Гончарова же в «Обломове» между жизнью человека и природы как будто стираются границы, и душевное состояние героев, течение любовного чувства характеризуются через явления природы. Жизнь человека воспроизводится писателем так же через природные явления, как смена времен года, геологические изменения. Как смену времени в течение суток обрисовывает свою жизнь Обломов («Она не была похожа на утро...» [Гончаров, 1987, 468]). Итак, сопоставляя психологизм И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова можно сказать, что у них достаточно много общих черт, но также есть и различия. В произведениях Л. Н. Толстого, как и у И. А. Гончарова, наиболее полное выражение душевный конфликт находит во внутренних монологах. Для Л. Н. Толстого и для И. А. Гонча- рова характерно расхождение между тем временем, когда происходит душевное переживание, и тем временем, когда рассказывается об этом У А. П. Чехова, в отличие от И. А. Гончарова, в тексте внимание не акцентируется на внутренней жизни персонажа, но при этом оба ис- пользуют не собственно-прямую речь для непосредственности изо- бражения переживаний. Литература Гончаров, И. А. Обломов [Текст] / И. А. Гончаров. – Л.: Наука, 1987. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы. [Текст] / А. Б. Есин. – 2-е изд., перераб.– М.: Флинта, 2003. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. [Текст] / Л. Н. Тол- стой. – М.: Худож. лит., 1978–1985.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=