ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
127 реннего мира сосредоточено на воссоздании смутных, не всегда осоз- нанных движений, отдельных настроений и впечатлений. Важными становятся не столько психологические составляющие, сколько общий эмоциональный тон, который их пронизывает. Обычно это ощущение тоски, страха, беспокойства, неудовлетворенности. Воссоздание внут- реннего мира такого героя потребовало особых приемов психологиче- ского изображения. Есин называет главной чертой чеховского психо- логизма «скрытый, косвенный психологизм подтекста». В рассказах и повестях Чехова внимание не акцентируется на внутренней жизни персонажа, в отличие от Гончарова. У него нет описаний психологиче- ских состояний, занимающих страницу или более. О состоянии героя сообщается наряду с внешними деталями, а часто упоминается мимо- ходом. Писатель не ставит своей задачей детальное воспроизведение психологического состояния героя, он лишь формирует ведущий эмо- циональный фон, причем нередко для этого комбинирует разные фор- мы психологического изображения. Это может быть внутренний монолог, авторское психологическое сообщение, деталь-впечатление, умолчание. Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детали- зирует внутренний мир героев, не стремится последовательно описать каждое психологическое состояние. Писатель пытается найти и худо- жественно воссоздать основу, доминанту внутренней жизни героя, передать ведущий психологический настрой персонажа. При создании глубины и тонкости психологического изображения Чехов активно обращается к читательскому сопереживанию, сотворчеству. Скрытно- сти и неакцентированности чеховского психологизма способствует прием психологического умолчания. Читатель при этом – такой же творец. Чехов подключает ассоциации, воспоминания, впечатления, – все то, что поможет читателю создать психологический образ. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам» [Чехов, 1999, т. 14, 69], – писал Чехов. В теории познания И. А. Гончаров отводил особую роль непо- средственному восприятию, жизненному опыту, отмечал важность синтетического, целостного восприятия явлений, к которому помогает идти анализ. В первых романах Гончаров более подробно передает все этапы познания, систему впечатлений, способствующих изменению мировоззрения героев. Однако он далек от изображения течения пси- хического процесса, не стремится к раскрытию глубинных основ чело- веческой психологии. Движение внутренней жизни персонажей писа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=