ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

126 То же самое делает и И. А. Гончаров. В «Обломове» интерес ав- тора равномерно сосредоточен на исследовании внешней и внутренней жизни главного героя. Внешне Обломов статичен, погружен в пассив- ное созерцание происходящего. Он не совершает никаких поступков, лишь ведет перебранку с Захаром и беседует с «посетителями». В свя- зи с этим характер героя преимущественно раскрывается через рече- вую манеру, бытовые подробности. А его равнодушие к жизни обу- словливает ведущее значение в характеристике происходящего авторского повествования. Рисуя неподвижность героя, автор все глубже проникает в его внутреннюю жизнь. Перед нами раскрывается диалектически слож- ный, многогранный мир души Обломова. Автор стремится воспроиз- вести динамику внутренней жизни через сцепление противоречий. Наиболее полное выражение душевный конфликт находит во внутрен- них монологах в период любовного увлечения. Более глубокое раскрытие душевной диалектики Обломова обу- словлено усложнением концепции характера, а также вниманием к индивидуальным свойствам личности. В «Обломове» писатель все больше склоняется к воссозданию внутреннего мира человека неза- урядного, индивидуально-личное своеобразие которого делает его ис- ключением в своей среде. В «Обломове» Гончарова интересует судьба человека, духовная жизнь, которая связана с процессом становления личности. Но главные герои предстают перед нами как уже сложившиеся, а их биографические истории приводятся в тексте ретроспективно. Действие «Обломова» относится к прошлому. И в произведениях Л. Толстого примечательна такая организация художественного времени при психологическом ана- лизе. Для писателя характерно расхождение между тем временем, в ко- тором реально происходит переживание, и временем рассказа о нем. Длительность рассказа о состоянии не зависит от длительности самого переживания. Подобная организация художественного времени позво- ляет донести до читателя все богатство внутреннего мира героев, под- робно объяснить психологические процессы и состояния. Новаторство Чехова в области психологизма во многом обуслов- лено его обращением к особому герою, и своеобразным подходом к этому герою. В отличие от Л. Н. Толстого Чехов сосредотачивается на внутреннем мире обыкновенных людей, а не исключительных лич- ностей. Он анализирует так называемое «обыденное сознание», то есть сознание такого человека, который погружен в поток повседневной материальной жизни. Главное внимание писателя в изображении внут-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=