ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

125 И. А. Гончарова, А. П. Чехова и др. В восприятии каждого из писателей психологизм принимает разные формы и приобретает новые черты. Л. Н. Толстой уделял огромное внимание нравственному самосо- вершенствованию, ввиду этого идейно-нравственные поиски героев яв- лялись ведущей линией в проблематике всего произведения. Герои Тол- стого – это характеры динамичные, меняющиеся под воздействием впечатлений и переживаний. Лев Николаевич использует психологиче- ские приемы для того, чтобы развитие характера было значительно ближе к реальности. В любом душевном движении и переживанииписа- телю важен нравственный смысл. Особенности такого подхода Л.Н. Тол- стого к человеку обусловили принципы психологизма в его романах. Стоит отметить наиболее важный прием психологизма, который ис- пользует прозаик – диалектику души. Данный термин ввел Н. Г. Черны- шевский, дающий ему такое описание: «Внимание графа Толстого бо- лее всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других, как чувство, непосредственно вытекающее из данного поло- жения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувст- ва, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рож- денная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем» [Чернышевский, http://bookz.ru/authors/... ]. Диалектика души позволяет наглядно про- следить процесс нравственного самосовершенствования во всех дета- лях. Данный прием требовал максимально полного и подробного вос- произведения всех нюансов духовной жизни человека, для чего Толстой обращается к такой разновидности повествовательно -компо- зиционной формы, как поток сознания – логически законченный внутренний монолог, который создает впечатление беспорядочного потока мыслей и переживаний. Но, если показывать такой хаотичный внутренний мир человека, можно столкнуться с абсолютным его непониманием. Поэтому, для упорядочения этого потока мыслей и состояний героя писатель применяет принцип аналитического объ- яснения. Все сложные психологические состояния писатель раскл а- дывает на составляющие, но при этом сохраняет у читателя ощуще- ние слитности, одновременности этих компонентов явления. Как психологический прием нужно отметить и стремление к максималь- ной словесной точности, придирчивость в отборе языковых средств и подборе синонимов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=