ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

124 Во второй половине XIX века начинается относительно новый этап в развитии психологизма, который связан с широким распространением реалистического метода. Реализм пытается познать объективную реаль- ность в ее типических свойствах, в связи с этим на передний план в про- изведении выносится интерес к корням изображаемых явлений и стрем- ление установления причинно-следственных связей между ними. Это привело к усилению психологического изображения в произведении, к точности в показе психологических процессов и состояний. Реализм показывает личность как индивидуальность, отталкива- ясь не только от обстоятельств жизни, но и от отношений с людьми, психологических и моральных норм. В реалистических произведениях характер героя показывается со всех сторон, обличается его действи- тельная сущность. На развитие психологизма благотворно повлияло усиление в XIX веке ряда направлений: усиливается влияние ценности человеческой личности и растет мера ее идейной и моральной зависимости; из-за увеличения числа отношений, в которые вступает человек, осложняет- ся сам исторически складывающийся тип личности. В связи с развити- ем и усложнением мышления, кругозор отдельного человека расширя- ется и обогащается духовная культура в целом. Данные процессы побуждают дальнейшее развитие психологизма. В русской классической литературе второй половины XIX века психологизм достигает вершины. Значительный расцвет психологизма связан с резким возрастанием интереса к идейно-нравственной пробле- матике. Именно русская литература XIX века с особой остротой ставила проблемы идейно-нравственной сущности человека, моральной ответст- венности личности. Герои русской литературы, по мнению А. Б. Есина, «в своих философско-этических поисках руководствуются высокими идеалами добра и справедливости, гармонии личного и общего. Они ищут не удобную позицию в мире, а высшую, безусловную нравствен- ную правду, не допускающую компромиссов» [Есин, 2003, 43]. Это пер- вая причина усиления психологического начала в произведениях. Но психологизм оказывается незаменимой формой изображения действи- тельности и в обратной ситуации: забвение нравственных идеалов ведет к деградации личности. Нравственный крах, распад личности передается через глубокое воспроизведение чувств и переживаний героев. Есин делает вывод о том, что психологизм – «форма гуманизма, форма ут- верждения высоких идейных и нравственных норм» [Есин, 2003, 50]. В русской классической литературе второй половины XIX века наиболее ярко психологизм проявляется в творчестве Л. Н. Толстого,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=