ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
122 ращение к данному эпизоду с указанных позиций позволяет, как пред- ставляется, подойти к более верному и приближенному к замыслу автора пониманию Стивы Облонского. Л. Н. Толстой наделил этот персонаж интуитивным пониманием нравственных норм, «голосом совести, гово- рившим ему, что дурно то, что он был намерен делать» [Толстой, 1981, 469]. Прибегая к «не прямому» психологизму, писатель отразил внутрен- ние противоречия героя, показал процесс его душевной деятельности, которая, как принято считать, данному лицу почти несвойственна. Способы психологизма «второстепенных» героев мало исследованы поскольку, зачастую, «второстепенные» герои служат фоном для главных персонажей, они как бы контрастно оттеняют, дополняют их и потому сами оказываются не столь примечательными. Через контрастное изобра- жение и через «прямую» форму психологизма Л. Н. Толстой максимально крупно и широко раскрывает поток внутренней жизни Левина. Левин не нуждается в «не прямой» форме психологического анализа, так как изо- бражается с помощью прямого психологизма. Именно поэтому прием «не прямого» психологизма не используется применительно к Левину. Такой односторонний взгляд на «второстепенного» героя, в дан- ном случае на Стиву Облонского, не отражает замысла Л. Н. Толстого и не раскрывает многообразия приемов его психологического анализа. Так как Левин – единственный человек, в разговоре с которым Стива максимально откровенен, в этом эпизоде Стива изображен Л. Н. Тол- стым не менее психологично и его речь не менее показательна. Таким образом, главные и «второстепенные» герои уравниваются в значимо- сти через употребление равноправных форм психологизма. Можно сделать вывод, что проанализированный прием позволяет увидеть Стиву Облонского не статичной, монотонной фигурой, отте- няющей Левина, а противоречивой неоднозначной личностью, ищу- щей себя. И это несмотря на то, что в сравнении с Левиным он не от- личается богатством духовной жизни. Сложность и многообразие форм психологического анализа второстепенных героев Л. Н. Толсто- го, рассмотренных нами на примере одного эпизода из романа «Анна Каренина», свидетельствует о внимании писателя к конкретной лично- сти, об отсутствии «штампов» или «оболочек» применительно к «вто- ростепенным» героям, свидетельствует о желании достоверно изобра- зить реальную жизнь во всей ее сложности и многообразии. Литература Андреев, А. Н. Целостный анализ литературного произведения: Учеб. пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / А. Н. Анд-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=