ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
117 ПРИЕМЫ «НЕ ПРЯМОГО» ПСИХОЛОГИЗМА В ПОЭТИКЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Д. С. Родченкова Псков, Россия Ключевые слова: Л. Н. Толстой, приемы психологизма, «не прямой» психологизм «второстепенного» героя. Аннотация. В ходе анализа романа «Анна Каренина» (1873–1877) дает- ся понятие «не прямого» психологизма по отношению к «второстепенному» герою. Раскрывается специфика этого приема через анализ синтаксических, лексических и риторических средств. Делается вывод о равной значимости главных и «второстепенных» героев вследствие употребления автором рав- ноправных форм психологического анализа. Художественное исследование внутреннего мира человека в ли- тературе с конца ХIХ – начала ХХ веков принято называть «художест- венным психологизмом» [Проскурин, 2008]. По замечанию Л. Андрее- ва, психологизм в литературе предполагает «исследование душевной жизни героев в ее глубинных противоречиях» [Андреев, 2003, 81]. В настоящее время проблема психологизма в исследовательской лите- ратуре не представляется в достаточной мере разработанной, а худо- жественный психологизм как предмет специального изучения не по- лучил исчерпывающего научного определения. Традиционные приемы психологического письма описаны доста- точно полно. Так, Л. Я. Гинзбург и И. В. Страхов выделяют две основ- ные формы психологического анализа: «изнутри» (прямая форма) и «извне» (косвенная, внешняя форма). Прямая форма – это «прямые авторские размышления или самоанализ героя» [Гинзбург, 1999, 415], то есть «сам психический процесс», названный Н. Г. Чернышевским «диалектикой души» [Чернышевский, 1856, 416]. Косвенная форма – изображение «жестов, поступков, которые должен аналитически ис- толковать подготовленный автором читатель» [Гинзбург, 1999, 415]. Для творчества Л. Н. Толстого характерен глубокий психологи- ческий анализ характеров, воплощенный им в оригинальных формах его художественных произведений. Но, если прямой форме психол о- гизма главных героев Л. Н. Толстого уделялось большое внимание в литературоведении, то способы не прямого психологического ана- лиза, в особенности применительно к героям «второго плана», почти не исследованы. Можно согласиться с объяснением этого явления,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=