ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

116 восхождение, в котором есть своя завязка, развитие действия и куль- минация (убийство Марьи Семеновны); вторая часть содержит нисхо- ждение, развитие действия на новой основе и развязку. Поскольку эпи- зодам первой части и в смысловом, и в эмоциональном плане соответствуют взаимосвязанные эпизоды части второй, то компози- цию «Фальшивого купона» можно назвать симметричной (ось симмет- рии приходится на главу XXIII) или зеркальной. Не случайно образ Степана (с его великим грехом) завершает восходящую ветвь, и тот же образ (с его раскаянием) открывает нисходящую ветвь построения. Точно так же Федор Михайлович и Митя Смоковниковы, действую- щие в начале повести, появляются после всех персонажей в самом ее конце. Подобные зеркальные отражения можно увидеть и в других звеньях композиции. [Пичугин, 1959, 200] В стилистическом отношении «Фальшивый купон» близок «на- родным рассказам» писателя, но отдельными чертами приближается к толстовским повестям: события неудержимо развертываются, описа- ние становится более детализированным, характеры предстают более выпуклыми, фольклорно-сказочные элементы выпадают, хотя внут- ренняя связь со сказкой во второй части сохраняется; психологический анализ восстанавливается, хотя остается предельно лаконичным; появ- ляются сатирические зарисовки. Напечатан «Фальшивый купон» был уже после смерти автора, в пер- вом томе «Посмертных художественных произведений Л. Н. Толстого». Литература Гусев, Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. 1891– 1910 [Текст] / Н. Н. Гусев. – М., 1960. Альтман, М. Читая Толстого [Текст] / М. Альтман – Тула; Приок. кн. изд-во, 1966. Храпченко, М. Б. Лев Толстой как художник [Текст] / М. Б. Храп- ченко. – М.: Сов. писатель, 1963. Пичугин, П. О. О «Фальшивом купоне» Л. Н. Толстого [Текст] / П. О. Пичугин // Лев Николаевич Толстой: Сб. ст. о творчестве; Под ред. Н. К. Гудзия. – М.: Изд-во МГУ, 1959. – Ч. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=