ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
114 щался, почему в христианской стране дозволяется убивать людей. Не- случайно императрица почувствовала наступательный дух и агрессив- ность в выступлении седенького старичка. Но сама ситуация, в кото- рой эта необычная проповедь-обличение проводится, не кажется жизнеподобной и естественной. Можно по аналогии вспомнить пропо- ведь Чацкого среди Тугоуховских, давшую повод говорить о его безу- мии или комедийном его положении. Но в «Горе от ума» бабушкам проповедовал юный романтик, пылкость и горячность которого еще можно как-то понять. В повести же проповедь осуществляется старич- ком, умудренным годами и опытом. Он не мог не понимать, где он произносит свои «громящие всех» речи и какие могут из-за них воз- никнуть последствия. Так и случилось. Толстой правдиво показывает итог этой «агрессивной» проповеди: с Исидором «беседуют» митропо- лит и обер-прокурор, и старичка отправляют назад в монастырь, толь- ко не в свой, а в Суздальский, где управляет отец Михаил, который определяет Исидора в отдельную камеру тюрьмы как «важного пре- ступника». Снова проявляет себя открытое зло. Не случайно старец говорит Михаилу: «хуже нет злодея тебя, ты поругал все святое…». Однако последующее раскаяние и Михаила, и Исидора, и других семе- рых лиц, отступивших от православия, выглядит неожиданным и не- объяснимым. Схожую судьбу переживает «конченый», всех ненавидящий Про- кофий, который, не терпя каторжника Степана, вдруг полюбил его и приобщился к его «правде». И Евгений Михайлович, магазин кото- рого со всем товаром был назначен к продаже (не хватало для спасе- ния четырехсот рублей), неожиданно получает от Василия четыре сто- рублевые бумажки (прием, аналогичный тому, который описан у Достоевского в «Преступлении и наказании») и умильно сознает значение добра, которое делается в ответ на зло. Наконец, Митя Смоковников, с преступления которого началась вереница проявлений зла, став инженером на золотых приисках в Си- бири и оказавшись рядом с переродившимся Степаном, всем сердцем воспринимает историю последнего и переживает «воскресение». До сих пор он жил только питьем, едой, картами, вином, женщинами, а теперь становится другим человеком: он отказывается от выгодного места, решает жениться и «как сумеет, служить народу». Правда, писа- тель не показал, как Митя будет осуществлять это служение, и ограни- чился только упоминанием о примирении его с отцом. Как видим, во второй части повести мы наблюдаем соседство и чередование эпизодов, заключающих в себе подлинную жизненную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=