ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

111 революционерку Толстой, развивая лучшие черты характеров новых людей в «Воскресении». Однако писатель не принимает отказ Турча- ниновой от естественного признания женщины рожать и воспитывать детей и, конечно, не одобряет ее готовности в борьбе с существующим строем жизни употреблять «все средства, до убийства включительно». Эту свою готовность он демонстрирует при встрече с министром, о которой мы упоминали. Нарисовав этих столь не похожих женщин, Толстой с горечью показывает, что и они оказались вовлеченными в сферу зла, став – в силу разных причин – его жертвами, хотя Катя Турчанинова и сама проявляет насилие, не приемлемое писателем. Вторая часть «Фальшивого купона» прослеживает распростране- ние явления, противоположного повальному злу, торжествующему в части первой, – рождение, созревание и умножение добра. Само сце- пление эпизодов здесь оказывается более заметным и логичным, хотя каждый из них значительно менее мотивирован, чем сцены первой половины произведения. Распространение добра – при всей его сра- щенности с религиозным чувством и привлекательностью – происхо- дит искусственно и следует прямолинейно, быстро, а иногда стреми- тельно и даже мгновенно. Сама реальная действительность, напряженная, остро конфликтная, взрывчатая накануне революции 1905 года (напомним, что повесть окончена в 1904 году) не порождала добра в таком изобилии, в каком оно предстает во второй части произ- ведения. В реальной жизни не было такого тепла, от которого могло бы так стремительно растаять укоренившееся зло. Нравственное воз- рождение, воскресение людей соответствовало поступкам учения Тол- стого, но не отражало картины подлинной действительности. Перелистаем страницы части второй и посмотрим на содержание ее эпизодов. Первая и вторая главы рисуют Степана Пелагеюшкина, который только что совершил кровавое преступление, полоснув по горлу невинную женщину – добрую Марию Семеновну – и ограбив ее. На его счету убийства множества людей, виновных, злых, преступных, но и невиновных, добрых, трудолюбивых. Может ли он, лежа в канаве, горестно переживать по поводу этого и испытывать страх, если и те- перь с гордостью и бахвальством он говорит уряднику, что «вчерась у Добротворова всех перерезал»? Заметим: жертва – Добро-творов, творец добра, а его настигло зло Степана. И в тюрьме он рассказывает о своих убийствах «деловитым тоном», хотя уже отличается «пример- ным поведением». Степан мучительно переживает видение кроткой Марии Семеновны, хотя ее кротость не остановила его руки с ножом во время его насилия. Толстой хочет психологически обосновать пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=