ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
108 зла на этом не кончается. Миронову разбивают в кровь лицо, отнима- ют у него купон, и крестьянин является домой к беременной и больной жене, вызывая ее озлобление и толкая ее на драку. Крестьянин начина- ет беспробудно пьянствовать, становиться нищим, потом вором и схо- дится с конокрадами, которые похищают лошадей у Свентицкого, чи- новника, ставшего помещиком. Безнаказанность воров «раздражила» владельца поместья, и «он не мог теперь без злобы видеть мужиков». Это отношение породило ненависть последних к Свентицкому, кото- рого они избивают. «И через пять минут изуродованное тело его стащи- ли в овраг. Над убийцами назначили военный суд, и двоих приговорили к повешению». Конокрадство Миронова тоже заканчивается драматиче- ски. Его допрашивают и избивают мужики, среди которых выделяется фигура Степана Пелагеюшкина, наиболее жестокого и озлобленного. Он работал год в шахтах, чтобы справить двух лошадей, но их у него уводят конокрады во главе с Мироновым. Степан не ограничивается избиением вора, он берет камень и разбивает Миронову голову. Судьбу Степана Пелагеюшкина Толстой прослеживает наиболее обстоятельно. Обездоленный труженик и одинокий человек, он стано- вится мстителем во имя справедливости. Считая, что господа «все бы- ли разбойники, сосущие кровь из народа», он становится озлобленным убийцей, подчас не разбирающим, кто виноват и кто безвинен. Вы- страивая XV главу первой части, автор повести рисует сцену, отдален- но напоминающую расправу Раскольникова (из романа «Преступление и наказание» Достоевского) со старухой-процентщицей, тоже жесто- кой кровопийцей. Степан преисполнен негодования против насильни- ков, обидчиков и хапуг. «Не выходило у него из головы толстое брюхо мещанина… Все ему в голову приходило ножом полоснуть это брюхо, сальник выпустить», – пишет автор. Подобно Раскольникову, Степан пользуется заранее приготовленным орудием убийства. «Ножом не пришлось, – замечает Толстой, – он взмахнул топором и рассек голову. Мещанин повалился на притолоку и наземь». И опять-таки, как у Дос- тоевского Лизавета, жертвой Степана оказывается подвернувшаяся Матрена, жена мещанина, которую он убивает тем же топором. Как и Раскольников, Степан вынимает деньги из конторки и покидает дом своих жертв. Очередной акцией станет убийство кроткой и уже совсем ни в чем не повинной Марии Семеновны, а за преступлением последует наказание. Но в отличие от ситуации у Достоевского, герой Толстого отнюдь не руководствуется какими-либо философскими и идеологиче- скими соображениями, не принимает в расчет арифметическую теорию. Будучи сурово обиженным и натерпевшимся крестьянином, Степан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=