ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

102 Анна находится в полной нерешительности, символически усиленной ее беременностью, но и она ждет «какого-то решения». Вронский под- дается тому же состоянию и ничего не предпринимает. Ситуация, та- ким образом, самая благоприятная для «предсказаний», т. е. указаний «откуда-то» на то, что будет. Но перед тем как вводить вещий сон Ан- ны, Толстой знакомит нас со сновидением Вронского, подробно опи- сав его занятия, предшествующие сну. В середине зимы Вронский неделю был «церемониймейстером» у иностранного принца, приехавшего в Петербург. «Необыкновенно здоровый» принц хочет испробовать все «русские удовольствия»: « Были и рысаки, и блины, и медвежьи охоты, и тройки, и цыгане, и кутежи с русским битьем посуды » [Толстой, 1963, 415]. Но, как иро- нически отмечает Толстой, « из всех русских удовольствий более всего нравились принцу французские актрисы, балетная танцовщица и шампанское с белою печатью » [Там же]. Неделя Вронского с принцем имеет вид некого праздника, где «русских дух» перерядился во фран- цузские одежды (актрисы, шампанское). «Ряжение», как и указание на время («середина зимы»), намекает на зимний карнавал: Вронский уст- раивает принцу своего рода святки-масленицу. Особенно «карнаваль- ным» выглядит сам принц в описании Толстого: « /.../ несмотря на изли- шества, которым он предавался в удовольствиях, он был свеж, как большой зеленый глянцевитый голландский огурец» [Там же]. Общество принца начинает тяготить Вронского, он видит в принце как бы себя в кривом зеркале: «Главная же причина, почему принц был особенно тяжел Вронскому, была та, что он невольно ви- дел в нем себя самого. И то, что он видел в этом зеркале, не льстило его самолюбию. Это был очень глупый, и очень самоуверенный, и очень здоровый, и очень чистоплотный человек и больше ничего. /.../ «Глупая говядина! Неужели я такой?» – думал он. /.../ когда он простился с ним на седьмой день, /.../ он был счастлив, что избавился от этого неловкого положения и неприятного зеркала » [Толстой, 1963, 416]. Карнавальный мотив усиливается образом кривого зеркала, и комиче- ский тон, который был задан сравнением «большой огурец», усилива- ется четырехкратным повторением слова «очень»: «очень глупый, очень самоуверенный, очень здоровый, очень чистоплотный». Хотя зеркало тут символическое, оно уже вводит тематику предсказания будущего. Как известно, в святочных ритуалах зеркало играло важную роль: в нем девушки видели свое будущее, своего суженого. Возмущение Вронского связано именно с таким толкованием своего «зеркала»: разве я такой? это ли мое будущее?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=