ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

97 – Позволенья никто не дает, а только что от мужчины в доме ни- чего не прибудет, а женщина-жено – утлый сосуд , – продолжал вну- шать купец. <…> – Потому он дурак, – сказал старик. – Кабы он спервоначала не дал ей ходу, а укороту бы дал настоящую, жила бы небось. Волю не давать надо сначала . Не верь лошади в поле, а жене в доме. – В это время пришел кондуктор спрашивать билеты до ближай- шей станции. Старик отдал свой билет. – Да-с, загодя укорачивать надо женский пол, а то все пропадет. <…> – Вот Домострой живой , – сказала дама. – Какое дикое понятие о женщине и о браке!». Прескриптивные стереотипы ( страх должен быть; да боится своего му-у-ужа!; волю не давать надо сначала; загодя укорачивать надо женский пол, а то все пропадет ) прямо репрезентируют хри- стианские патриархатные представления об отношении к женщине, характерные для «Домостроя». Номинация Ева, цитата из ребра мужнина сотворена отсылают к библейским прецедентам, к библе й- ской истории сотворения мира и человечества, утверждающей, что женщина (Ева) сотворена из ребра мужчины (Адама) как его помощ- ница, и поэтому ее положение по отношению к мужчине подчине н- ное. Квалификация утлый сосуд актуализирует семы ‘ненадежный’, ‘некрепкий’, ‘с изъянами’, что указывает на моральную неустой - чивость женщины. Единица русского паремиологического фонда Не верь лошади в поле, а жене в доме отражает обиходно-бытовой стереотип восприятия женщины в патриархатном мире и ценное с практической точки зрения назидание (что соответствует функции пословицы), как нужно относиться к женщине, чтобы избежать н е- счастья, горя, бедствий. Патриархатным, каузированным христианской традицией, следу- ет признать представление о полноправном владении мужчины телом своей жены (ср.: К мужу твоему обращение твое, и той тобою облада- ти будет (Быт. 3, 16)). Л. Н. Толстой опровергает, ставит под сомнение справедливость и этого стереотипа: «Ведь ужасно было то, что я признавал за собой несомненное, полное право над ее телом , как будто это было мое тело, и вместе с тем чувствовал, что владеть я этим телом не могу, что оно не мое и что она может распоряжаться им как хочет, а хочет распорядиться им не так, как я хочу». Таким образом, в художественном дискурсе Л. Н. Толстого осужда- ется идея взгляда мужчины на женщину с точки зрения превосходства,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=