ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

95 И. Е. Герасименко Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАТРИАРХАТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕНЩИНЕ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА» В повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстой размышляет о про- блеме семьи и брака, о взаимоотношениях мужчин и женщин. Иерар- хическое устройство гендерной модели русской культуры XIX века волнует писателя более всего. Как известно, гендерная модель, харак- терная для того времени, – патриархатная – не устраивала Л. Н. Тол- стого. Он видел в несвободе, подчиненном положении женщины причины не только многих семейных проблем, но и социально- психологических катастроф. Посмотрим, как идейная позиция Л. Н. Толстого, его представления об отношениях полов репрезенти- руются в тексте повести. При размышлении об отношениях между мужчиной и женщиной Л. Н. Толстой неоднократно обращался к «Домострою», в котором содержалась нравственная патриархатная доктрина русской этнокуль- турной общности. Как замечает Д. С. Лихачев, «для своего времени “Домострой” был авторитетным руководством и важным, регламенти- рующим жизнь, текстом» [Лихачев, 1985, 12]. «Домострой» был по существу нравственно-практическим на- ставлением для русских людей, основанной на библейской этике и приспособленной к национальному быту инструкцией по устройству жизни, уклоняющейся от греха, никем не осуждаемой. Одним из глав- ных постулатов христианской семейной морали является библейский императив «Каждый из нас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Следует отметить, что эта заповедь, правда, несколько усеченная ( Да убоится жена мужа сво- его ), содержащаяся в «Домострое» и ставшая стереотипным патриар- хатным представлением русских, приобрела на Руси совершенно не- бывалое по масштабу и интенсивности исполнение. «Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за ни- чтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=