ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

9 леким годам. Простертый на походной койке в палатке, он проходит от взгляда на себя как искалеченное пушечное мясо к ощущениям нежно- сти детства. Толстой обнаруживает, как потрясение может дать толчок нашим воспоминаниям и самым глубоким впечатлениям. В эпизоде, изображающем хирургическую операцию раненого князя Андрея, Толстой смешивает его впечатления от реальности с воспоминаниями далекого детства. В углу палатки, рассказывает Толстой, стоит хирург с руками, окровавленными от операций, и держит сигару между большим паль- цем и мизинцем, чтобы не запачкать ее. Он отдыхает, пока курит, и готовится оперировать князя Болконского, у которого раздроблено бедро. Пока фельдшер расстегивает ему пуговицы на платье, снимает с него рубашку, князь Андрей Болконский чувствует, как волна воспо- минаний захлестывает его и возвращаются самые дальние воспомина- ния его детства. Ощущение блаженства обволакивает его. Затем док- тор приступает к своему делу, вынимает разбитые кости, отрезает клоки мяса и перевязывает рану. Князь Андрей не может сопротив- ляться пронзительной боли и теряет сознание. Когда он вновь прихо- дит в себя, то возвращается к своим воспоминаниям детства, чувствует себя в кроватке, слышит как сейчас колыбельные песни в палатке, где делают операции солдатам. Доктор, который вправил кости, разбитые ядром, лечивший его, поцеловал его в губы и поспешно отошел: «Ко- гда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отре- заны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел». Этот эпизод раскрывает смысл «Войны и мира»: жестокость вой- ны и человеческое братство посреди боли. В той же самой сцене прямо посреди ужаса битвы на поле Боро- дина и эпизода в перевязочном пункте, Толстой показывает нам князя Андрея, вспоминающего более взрослую пору, и именно в тот момент, когда он видит, как Анатолю Курагину ампутируют ногу. Неожидан- ное воспоминание возвращает ему прекрасное лицо, лебединую шею и такие белые руки Наташи, ее любовь в 1810 году, князь Андрей вспоминает, как он увидел ее на балу, где они впервые встретились. Её, готовую полюбить его навсегда любовью, которая сейчас наполня- ет его, распростертого, забинтованного, окруженного стонами и пла- чем и наполненного самыми лучшими воспоминаниями, любовью, которая, как живая вода, объединяет его со столькими людьми: «Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=