ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

62 странство, но и экспериментирует с различными вариантами кадров, используя и различное сечение кадров внутри листа, кадры без рамок и гиперкрупный кадр, который передает значительность и символич- ность сказанного, подчеркивает важность текста, не разбиваемого в свою очередь на куски и подаваемого монолитно. Это делает произ- ведения Кузнецова именно графическими романами, полными собст- венной символики, которая требует особого восприятия. Как мы видим, представленные два романа по мотивам Толстого отличаются друг от друга способом адаптации, механизмами переноса, и позволяют говорить как о структурных, сюжетных и медийных раз- личиях между оригиналом и его визуализированной версией (т. е. ис- следовать в терминах значимых оппозиций, которые в свое время задал Д. Блюстоун [Bluestone, 1961]), так и об индивидуальных осо- бенностях адаптаций внутри уже одного жанра – графического, что делает анализ таких произведений не просто интересным, но и значи- тельным, поскольку он позволяет нам начать разговор, который выве- дет понятие комикса/графического романа из того субкультурного по- ложения, в котором он сейчас находится. Литература 1. Барзах, А. Поэтика комикса. Русский комикс / А. Барзах. – М.: НЛО, 2010. 2. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопр. лит. и эстетики. – М., 1975. 3. Bluestone, G. Novels into Film / G. Bluestone. – Berkeley: Univ. of California Press, 1961. 4. Ерофеев, В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе / В. Ерофе- ев. – М., 1996. 5. Зупан, З. Историја југословенског стрипа / З. Зупан, С. Дра- гинчић. – Нови Сад, 1986. 6. Zupan, Z. Istorija jugoslovenskog stripa / Z. Zupan. – Novi Sad: «Forum-Marketprint», 1982. 7. Ивков, С. Мала историја српског стрипа / С. Ивков. – Бео- град, 1999. 8. Кондратьев, В. Бумажная опера [Электронный ресурс] / В. Кон- дратьев. – Рус. журн., 1998. – URL: http://old.russ.ru/journal/ist_sovr/ 98-06-19/kondrat.htm 9. Родькин, П. Новое визуальное восприятие / П. Родькин. – М.: Юность, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=