ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

60 Эта третья часть, конечно, оригинальный авторский комикс Кузнецо- ва, которому необходимо иметь авантюрные причины, объясняющие смерть главного героя. Умирает Хаджи-Мурат Кузнецова так же, как романтический герой: он, спасая свой отряд, сознательно сдается рус- ским и умирает не в бою, а его расстреливают на берегу Терека. Кузнецов сознательно избегает и казалось бы крайне интересной авантюрной составляющей сюжета-истории жестокого боя Хаджи- Мурата и не менее жестокого его убийства: голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Русские отобрали голову и переслали в Петербург, где череп хранился в Воен- но-медицинской академии 1 . Одинокая смерть Хаджи-Мурата, идущего на смерть добровольно, более героический по балканским представле- ниям выбор, чем привычная гайдуцкая смерть в бою. Здесь Кузнецов опирается на косовский миф, связанный с подвигом одиночки – Ми- лоша Обилича, сознательно объявившего себя предателем, чтобы при- близиться к турецкому султану и убить его. Данная кузнецовская интерпретация сюжета, конечно, далека от текста Толстого, но некоторым образом художнику удалось передать основной посыл текста, рассказать историю человека – несдающегося репейника на вспаханном поле. Увы, редактору Милутину Игнячевичу такая концовка показалась слишком обыденной, и он заставляет Кузнецова переписать конец ро- мана: так роман «Хаджи-Мурат», получает продолжение – еще три листа, заканчивающиеся полный хеппи-эндом. Раздраженный Кузне- цов, поскольку продолжение от него требуется авантюрное, хулиганит: он воскрешает Хаджи-Мурата чудесным образом, соединяет его с сы- ном, который, несмотря на малолетство, начинает бороться за свободу Кавказа вместе с отцом, и даже женит …Хаджи-Мурата на Дине. Впрочем, хулиганство Кузнецова не было замечено, и читатели с радо- стью проглотили и эту, вторую по счету, концовку. Но, конечно же, уважая авторскую концепцию, мы вторую концовку должны рассмат- ривать как казус. Рассказывая свою историю, Кузнецов и графически устанавлива- ет свои правила, согласовывая их с идеей текста. Так, зная законы ко- микса, где сокращение количества этажей и соответственно числа кад- ров, создает не только пространственную масштабность, но и влияет на время, «растягивая» его, Кузнецов сознательно создает внутри ко- микса, то, что Ухтомский определит как «закономерную связь про- 1 Затем в 1959 г. он был передан в коллекцию черепов Музея антропологии и этнографии (бывшую Кунсткамеру). Ныне череп хранится в музее Истории религии в Санкт-Петербурге.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=