ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

53 а за ее пределами. И состоялся не только как часть югославской на- циональной истории комикса, а и как часть европейской традиции ри- сованного рассказа, которая представляет не только ныне популярную ветвь книжной индустрии, но и является особой культурой со сло- жившимися традициями 1 . Рисованные истории появилась в королевстве Югославия одно- временно с появлением подобной традиции в Европе: первый европей- ский комикс-журнал – это журнал "Le journal de Mickey" издателя По- ля Винклера – появился во Франции 21 октября 1934 года, а в тот же самый день газета «Политика» в Югославии печатает первый полно- ценный комикс под названием «Тайный агент Икс-9». Для сравнения: итальянский журнал подобного профиля вышел на три дня позже французского и сербского – 24 октября и назывался "L'avventuroso", издатель "Mondadori" [Ивков, 1999]. Т. е. мы видим, что Югославия на равных правах участвует в создании того, что будет потом представ- лять европейский комикс как явление. Человека, создавшего югославскую индустрию комикса (а это действительно была индустрия – в период с 1934 по 1941 годы было открыто девять специализированных журналов что означало почти фантастических 200–300.000 экземпляров комиксов в неделю [Зупан, Драгинчић, 1986]) звали Александр Ефимович Ивкович. О Александре Ивковиче мы знаем очень мало: знаем лишь, что родился он в Одессе 25 марта 1894 года, а вот его настоящей фамилии – не знаем: фамилия Ивкович была взята после брака с сербкой Даринкой Ивкович. Знаем также, что он был владелецем типографии «Рус», ловким бизнесменом и крупным издателем: в 1937 году совместно с бельгийцем Лустигом Александр Ивкович открывает специализированое предприятие Uni- versum Press, которое занималось исключительно производством, издательством и дистрибуцией графических произведений, и дистри- буировало их не только на территории тогдашней Югославии, а также во Франции, Бельгии, Италии. Рисовать для журналов Ивковича будут художники, чьи имена историки европейского комикса позже объединят в явление, которое назовут «белградский круг». 1 Бытует мнение, что нынешний графический роман опирается на одну из са- мих популярных идей в европейской литературной критике и художественной теории XVI – начала XVII в., идеи, основанной на представлении о родстве поэзии и живописи. Представление это опиралось на по-новому истолкован- ные античные представления «ut pictura poesis» (поэзия как живопись) и «ut rhetorica pictura» (живопись как риторика), высказанные Плутархом и Горацием.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=