ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

49 и передает брату небольшой крест с мощами, княжна Марья подает Андрею «овальный старинный образок Спасителя с чёрным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы» [Толстой, т. 9, с. 131]. Анна и Марья верят, что семейные святыни спасут и со- хранят братьев. «Этою святыней благословил меня отец за несколько часов до кончины. Пусть его благословение перейдёт на тебя, мой ми- лый. Да сохранит оно тебя от многих бед и поможет невредимо к нам возвратиться», – говорит Василию княжна Анна [т. 15, с. 558]. «Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его ещё отец моего отца, наш дедушка носил во всех войнах... <…> Против твоей воли он спасёт и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нём одном и истина и успокоение», – говорит Марья, держа пе- ред братом образок Спасителя [Толстой, т. 9, с. 131]. Смирение с установленными порядками, самоотречение приво- дит обеих героинь к неуважению со стороны самых близких людей. На княжну Анну за попытку проявления искреннего чувства к поэту Гарденеву ополчается весь дом. Криницкий мастерски показывает, как сестры и старший брат, единственным желанием которого является получение своей доли наследства, издеваются над сестрой, как Анна не высказывается сестре Александре, боясь уронить тень на репутацию матери: «Княжна Анна была несчастлива, в этом невозможно было сомневаться, а между тем со стороны ее ни упрека, ни жалобы против утеснителей. Все та же почтительность к матери, хоть мать всегда хо- лодна и сурова; все та же кротость и снисхождение к брату и сестрам» [т. 16, c. 332].Вероятно, Толстой не случайно назвал имение Болкон- ских «Лысыми горами». В романе-эпопее писатель, выдерживая про- порции построения, не мог уделить княжне Марье слишком много внимания. Параллель с «Зеленой горой» Радомских, проведенная ду- мающим и внимательным читателем, могла открыть ему мелочи и осо- бенности жизни княжны Марьи. Вспомним, как дурное настроение и состояние князя Николая Андреевича Болконского отражается на дочери, княжна Марья, как и Анна, оказывается виновата во всем: «Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть по- клоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий му- читель, – самый жестокий оттого, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата» [Толстой, т. 10, с. 302].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=