ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

48 слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно по- смотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица» [Толстой, т. 11, с. 160–161]. Фактически одинаково поступают Анна и Марья, отказывая воз- можным женихам – графу Нестроеву и Анатолю. Героини внутренне чувствуют свою нужность семье, осознают неспособность женихов составить их счастье. Поведение, ответы девушек и восприятие их ре- шений княгиней Радомской и князем Болконским очень схожи. И Ра- домская, и Болконский спрашивают дочерей о замужестве с беспокой- ством, а после отрицательного ответа выражают искреннюю радость. Анна и Марья достаточно категоричны. «Я все это знаю, маменька, но я так счастлива дома, что мне не хочется менять образ жизни», – заяв- ляет Анна [т. 15, c. 416]. «Мое желание, monpère, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашею. Я не хочу выходить замуж», – говорит княжна Марья [Толстой, т. 9, с. 283]. Интересно, что имение Радомских называется «Зеленая гора», имение Болконских – «Лысые горы». Литературоведы отмечают, что «топография Лысых Гор с первых же описаний напоминает Ясную поляну, а дом старого князя воссоздан по детским воспоминаниям автора» [Зверев, Туниманов, с. 243], что прототипами старого князя Болконского и его дочери стали дед Толстого по материнской линии и его матушка. На рассматриваемом примере прекрасно видно, как дополняются образы, разные черты сливаются в один целостный ха- рактер. Осознавая первостепенную роль прототипа, нельзя не учиты- вать, что Толстой не помнил своей матери. Не исключено, что образ княжны Марьи был создан Толстым и под воздействием романа «Узкий путь». Княжна Анна лечит крестьян, занимается с детьми, княжна Ма- рья оберегает божьих людей. Обе эти девушки готовы жить не для се- бя. Анна свою часть приданого отдает младшей сестре, красавице Александре, занимается приобретением вещей перед ее замужеством, практически перестает выезжать в свет. А княжна Марья «была лише- на в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни» [Толстой, т. 10, с. 300]. Очень интересно в романах сходство сцен, в которых изображе- ны сестры (княжна Анна у Криницкого и княжна Марья у Толстого), благословляющие братьев (князя Василия и князя Андрея), отправ- ляющихся на войну. Обе девушки вручают братьям драгоценные для них семейные ценности-святыни. Княжна Анна вынимает из киота

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=