ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

47 лодую жену и шестерых детей без средств к существованию. Безумно любившая мужа, Наталья Андреевна после его смерти замыкается. Обучением и развитием детей занимается старшая сестра, княжна Анна, простотой и мудрым величием которой восхищаются многие. Княжна Анна, отказавшаяся один раз от замужества, жертвует собой для каждого из членов семьи. Родные Анны так привыкают к этому положению, что проявление ею искреннего чувства расценивается ими как нечто абсурдное. Оказываясь чужой в своем доме, страдающая от разлуки с любимым, княжна Анна умирает. И у Криницкого, и у Толстого семьи изображаются в движении, развитии. Мы видим, как растут и взрослеют в них дети, как стареют и седеют матери и отцы. В романе Криницкого на войну 1812 года от- правляются несколько героев: Валериан Радомский, братья Владимир и Вася. Точно так же и у Толстого участвуют в Отечественной войне князь Андрей, братья Николай и Петя. У Криницкого за сыновей, осо- бенно за меньшего, еще неопытного мальчика, переживает княгиня Радомская, у Толстого за обоих сыновей, более всего, за младшего Пе- тю, беспокоится графиня Ростова. Кстати, Валериану Радомскому, как и Андрею Болконскому, собирающемуся в действующую армию, тя- жело оставлять свои привычки к порядку и удобствам. Криницкий не показывает масштабности передвижения русской армии, в «Узком пути» мы видим мирные сцены, о войне только слы- шим; наблюдаем лишь за отъездом Радомских, которые во время при- ближения французской армии к Москве отправляются в Кострому, к дальним родственникам. У Толстого из Москвы уезжает семья Рос- товых. Очень близки, одноосновны образы княжны Анны Радомской и княжны Марьи Болконской: обе они просты и вместе с тем житейски рассудительны, обе религиозны, набожны, склонны к заботе о сиротах, скитальцах, простом народе, обе очень одиноки и тянутся к детям. Княжна Анна стройна, черты ее правильны, но в сравнении с матерью или младшей сестрой Сашенькой, она не прекрасна. Однако жертвен- ность, спокойствие, готовность делать добро делают Анну неотрази- мой. Вспомним первое впечатление о княжне ее дяди, князя Валериа- на: «…Его поразила величавая в простоте своей наружность княжны Анны. Она казалась ему облитою лучами правоты и добра. Не наруж- ная красота привлекала к ней с первого же разу; – лицо ее было весьма обыкновенно, – а отблеск прекрасной, чисто девственной души» [т. 15, с. 531]. И княжна Марья у Толстого прекрасна внутренней красотой, недостатки ее внешности исчезают, когда наполняются светом ее лучи- стые глаза. Вспомним встречу Марьи с Николаем Ростовым: «У Ростова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=