ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

41 Разумеется, данный процесс связывается с проблемой наимено- вания «смерти». В детализации удара / ранения, приводящего к болез- ни главного героя, подчеркивается вертикальное движение как прояв- ление воли человека управлять своей жизнью, и здесь происходит случайное событие (ушиб), свидетельствующее о высшей воле, ка- рающей стремление вверх. Герой совершает неправильный шаг, осту- пается и падает. Здесь взаимосвязываются мотивы судебной карьеры, движения и необыкновенности. Ловкость движений Ивана Ильича ак- центируется при падении с гардины (удержался, «недаром гимнаст» [Толстой 1984, 153]). Отмечается физическое здоровье героя в связи с гимнастикой, что в событийном плане образует контраст с потерей силы при умирании, а в языковом – дает особую мотивировку посто- янного повторения статуса сына героя: «гимназист» / «гимнаст» гим- наст, в котором воплощается юный Иван Ильич. В тексте повести Тол- стого эти слова сближаются вследствие созвучия, контекстуальных повторов и метафорической актуализации семантики слов. Греческое слово «гимнастика» означало «обнажение тела» (от gymnos: голый). Эфебы делали гимнастические упражнения (голыми или в майках) в тенистых рощах, но позже эти места обустраивались и разрастали в школы. Переосмысление героем своей жизни сопровождается обна- жением его внешности и внутреннего мира: физическое разложение и оголение (напр., он обдергивает и снимает с себя одежду, показывает руки до локтя, исхудалые ноги), параллельно которому раскрывается правда за маской (болезнь, смерть, исчахшее тело, и т. д.), истинное слово за ложными высказываниями. Болезнь позволяет герою увидеть ложь в отношениях, но ненависть пока мешает почувствовать жалость к близким и принять от них добро. Слово «гимнастика» получает особое значение и в связи с меди- циной. Прежде чем герой доходит до необходимости самоосмысления, он пытается найти спасение обыкновенным образом, т. е. вылечиться телесно. Во втором эпизоде со знаменитым доктором наблюдается метафорическая связь между осмотром и гимнастикой (врач «делает над ним с значительнейшим лицом разные гимнастические эволюции» [Толстой 1984, 171]), инициируя смыслопорождение. Многозначные сравнения проводятся между исследованием болезни и расследовани- ем судебного дела, переходящие в новые метафоры, которые создают также общность между юридическим и медицинским языком. Анализ мочи приравнивается выводам, представлению доказательств («новые улики»). Маркируется и акт выплаты гонорара врачу, который, подоб- но судейским взяткам, должен повлиять на исход дела. Умственное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=