ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
355 и в дошкольных учреждениях, служили умственному, – нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в детских садах, школах, читают детям дома. Язык сказок прост. В сказке, как правило, присутствует неболь- шое количество героев, событий и мест, а вот описываются они на протяжении текста с самых разных сторон [4]. Например, сказка Л. Н. Толстого «Лгун». Сюжет: Мальчик, пасущий овец, притворился, что видит волка. Он позвал на помощь крестьян. И так было несколько раз. Крестьяне прибегали, а волка не было. Когда же волк появился, никто не прибежал на помощь, так как все решили, что пастух лжет. На примере этой сказки можно сформулировать две моральных исти- ны: 1) лгать – дело плохо; 2) обманутые тобою люди в самый критиче- ский момент могут и не прийти на помощь [2]. Так в сказке «Белка и волк», Л. Н. Толстой приводит через своих героев образы добра и зла. Воплощением добра является белка, кото- рая говорит волку: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». Смысл сказки: надо радоваться жизни, уметь быть добрым, тогда и за счастьем не придется далеко ходить. А злым будешь, так всю жизнь и проживешь озлобленным и одиноким. В своих сказках Л. Н. Толстой осуждает упрямство человеческое («Большая печка»), обман («Волга и Вазуза»). В сказке «Лев, волк и лисица», говорит: «Не желай зла другому; другому яму роешь, смот- ри сам в нее не упади». В сказке «Лев и мышь» Л. Н. Толстой как буд- то говорит: «Не оценивай силы другого по его внешнему виду. Всяк полезен может быть». В сказке «Уж» появляется библейская истина: «Благими намерениями вымощена дорога в ад» [2]. Преданность одно- го другому он описывает в замечательной сказке «Лев и собачка». Тексты сказок обеспечивают хорошую возможность создания проблемной ситуации, т. е. учителю достаточно задать проблемный вопрос, на который, как правило, ребята дают различные ответы. Так, прочитав сказку «Два товарища» Л. Н. Толстого, ребята могут спорить о том, кто прав и правильно ли поступил мальчик, который спрятался от медведя на дереве, бросив своего товарища. Такая проблемная си- туация позволяет всесторонне рассмотреть важность товарищества, взаимопомощи. Активное включение сказок в учебный процесс по- зволяет сделать обучение и воспитание в школе творческим, интерес- ным, нескучным, живым и разнообразным, использование сказок Л. Н. Толстого на уроках литературы оживляет мысль и дает возмож-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=