ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

354 содержание нравственного воспитания, поднимается также и много других проблем народного воспитания. В сказках комментируются педагогические идеи пословиц, пого- ворок и афоризмов, а порою и аргументируются эти идеи, раскрыва- ются на конкретных фактах. Часто в сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, фор- мирования моральных черт и много другого [4]. Как же пришел Лев Николаевич к мысли, что именно с помощью жанра сказки можно преподнести мысли, понятия, знания в наглядно- образной форме? Толстой тщетно искал книги для чтения своим уче- никам как младшим, начинающим читать, так и старшим, уже овла- девшим процессом механического чтения. Большинство книг, которые он предлагал ученикам, они возвращали, говоря: «Нет, непонятно, Лев Николаевич». Начав издавать журнал «Ясная Поляна», писатель вклю- чил в его программу специальный отдел: «О книгах, имеющих успех между учениками и вообще между народом, и суждения о них учени- ков и вообще народа», а также просил педагогов делиться своим опы- том и присылать статьи с критикой «народных и цепких книг на осно- вании опыта, переделки» и «оригинальные произведения, проверенные опытом и доступные народу» [2]. Единственными доступными для чтения в школе книгами оказа- лись сказки, но «младшие не в силах были читать и понимать сказки: единовременный труд складывания слов и понимания смысла был слишком велик для них». Перед Л. Н. Толстым стояла задача найти такой материал для чтения, который облегчил бы процесс обучения. Самым пригодным для начинающих читать оказалось чтение пословиц и, особенно, загадок, сказок. И самое главное – рассказывание сказок самим Л. Н. Толстым и пересказывание их детьми. Пользуясь формой сказки, Толстой знакомил детей с самым мо- гучим естественным законом жизни человеческой – трудом, неизбеж- ностью гибели тех, кто им пренебрегает. Постепенно усложняется ма- териал книг, и все больше предоставляется возможностей для развития умственных и нравственных сил ученика. Воспринимаемые таким об- разом факты, понятия, образы оставляют яркий след не только в памя- ти, но и в сердце, так что никакой нужды в заучивании материала не возникает. Он ложится в сознании и в чувствах ребенка плодотворны- ми семенами, из которых постоянно формируются не только прочные знания, но и убеждения, взгляды на жизнь [1]. Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=