ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

352 Система логических топов не абсолютно одинакова в концепциях разных авторов, но в общем виде [2] выглядит следующим образом (табл. 1). Таблица 1 Топы Их функции Описательные (обстоятельственные) Установление, определение и оценка фактов Модально-оценочные Установление отношений между лицом и действием Причинно-следственные Установление взаимозависимости явлений Определительные Установление отношений между понятиями и построение определений Сопоставительные Развитие мысли Обратившись к части второй «Азбуки» 1872 г. [3], можно видеть, что топика составляющих ее учебных текстов разработана весьма тща- тельно, а состав и порядок использованных Толстым логических топов явно не являются случайными. Так, в небольших текстах первого раздела этой части, представ- ляющих собой повествовательные произведения, использованы глав- ным образом обстоятельственные топы: действие – претерпевание , предыдущее – последующее , место , время , внешние обстоятельства . Рассказы подразумевают также сопоставление, выявление причинно- следственных отношений и оценку; однако в тексте они не проявляются прямо, а лишь намечаются, для того чтобы учащийся (возможно, под руководством педагога) мог провести рассуждение самостоятельно. Во втором разделе объем текстов увеличивается, усложняется сюжет. Оставаясь преимущественно повествовательными, тексты вклю- чают некоторые элементы рассуждения и описания. В соответствии с этим к обстоятельственным топам прибавляются причинно-следст- венные, модально-оценочные (главным образом, лицо – поступок ) и сравнительные ( большее – меньшее , противопоставление и т. д.). Следовательно, автор предполагает более высокий, по сравнению с первым разделом, уровень развития речевой компетенции учащихся в области письменной коммуникации: способность понять рассужде- ние, представленное в письменном тексте. Топы определения ( признаки , качества , свойства , имя , прису- щее – привходящее , целое – часть ) массово встречаются только в текстах третьего, последнего раздела второй части «Азбуки». Те к- сты этого раздела отличаются от предыдущих более высоким уров-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=