ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
351 мысли, с целью выявления особенностей их построения. Можно пред- положить, что дидактическая эффективность таких речевых произведе- ний объясняется, в числе прочего, причинами риторического характера. Не подлежит сомнению значительность вклада Л. Н. Толстого в педагогическую теорию и практику. Целенаправленное изучение его методического наследия важно для совершенствования современной методики формирования речевой компетенции учащихся, для обога- щения индивидуального опыта педагога и увеличения продуктивности его работы. Среди ключевых вопросов педагогики, интересовавших Толстого, основное место занимал вопрос о задачах и основном на- правлении развития педагогической науки. Писатель-педагог уделял много внимания вопросам теории обучения и высказал ряд оригиналь- ных дидактических решений, обогативших педагогическую науку пло- дотворными идеями. Естественным и закономерным этапом педагогической деятель- ности Л. Н. Толстого явилось создание им оригинальных школьных учебников – «Азбуки» (1872 г.) и «Новой азбуки» (1875 г.). В ходе ра- боты над этими произведениями Толстым было создано 629 учебных текстов; использовано для азбук 373 текста. Анализ рукописных ре- дакций азбук показывает сколь сложной и трудоемкой была работа Л. Н. Толстого над языком и стилем каждого элемента, включенного в учебники. Черновые редакции текстов позволяют наблюдать, как отрабатывались форма и композиция рассказов, сколь тщательно подбиралась лексика, шлифовались синтаксические конструкции; все это должно было наилучшим образом способствовать дост ижению целей обучения. Анализ текстов, написанных или адаптированных Л. Н. Толстым для азбук, позволяет выявить некоторые их типические черты в облас- ти структуры текста и разработки темы. В частности, это касается ис- пользования системы внутренних, или логических, топов в рассмот- ренных текстах. Как известно, логический топ представляет собой отношение между понятиями или высказываниями, посредством кото- рого делается ход мысли. При этом один и тот же внешний, или со- держательный, топ может включать тот или иной внутренний, т. е. отношения между его частями могут быть выражены различными спо- собами. Следовательно, удачно или неудачно выбранный качествен- ный состав, а также порядок расположения логических топов могут оказывать положительно (либо отрицательное) влияние на понимание всего текста; от этого, в конечном счете, зависит эффективность ком- муникации в целом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=