ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
350 с пониманием текстов научного стиля речи (и это относится не только к жанрам собственно научного, или академического, подстиля, но и к учебно-научным текстам). Разумеется, во многом такое положение вещей объясняется непопулярностью чтения у современного молодого поколения, приводящей к недостатку практики в этом виде речевой деятельности; в результате можно наблюдать низкий уровень сформи- рованности соответствующих речевых навыков. Так, согласно про- шлогодним исследованиям PISA, российские старшеклассники по па- раметру «чтение и понимание текста» заняли 41 место из 65 стран [1]. Поскольку предпосылок к изменению сложившейся ситуации не наблюдается, необходима серьезная работа в области дидактики, на- правленная на внедрение разнообразных приемов и методов обучения, призванных способствовать эффективному обучению в существующих условиях. В арсенале современной педагогики – результаты психо- и социолингвистических исследований, информационные технологии, ресурсы сети Интернет. Кроме того, сегодняшняя дидактика имеет возможность опираться на педагогическое наследие прошлого, адап- тируя разработанные предшественниками методики к реалиям совре- менной жизни. Важнейшим элементом обучения является процесс коммуника- ции между обучающим и обучаемыми. Именно в практике аудирова- ния и говорения, чтения и письма формируется речевая компетенция ученика. И поскольку, как было отмечено, роль чтения в жизни совре- менного школьника и студента невелика, возрастает ответственность педагога как 1) речевого ориентира (в первую очередь, в ортологиче- ском смысле), 2) оратора, создающего текст и произносящего его пе- ред аудиторией, и 3) «редактора», цель работы которого – отбор учеб- ных текстов, наиболее адекватных как с точки зрения содержащейся в них информации, так и исходя из возможностей восприятия учащих- ся. Сказанное дает повод обратиться к теоретическому потенциалу риторики – науки об эффективной коммуникации. Являясь сферой повышенной речевой ответственности, педагогическая деятельность должна осуществляться с опорой как на традиции общей риторики, так и на разработки в области частной, педагогической риторики. Согласно рекомендациям, разработанным еще античными иссле- дователями, текст как продукт речевой деятельности обладает опреде- ленной структурой; в содержательном плане при построении текста используются смысловые модели – топы, – при помощи которых про- исходит разработка темы. Представляется интересным рассмотреть структуру и топику текстов, признанных образцами педагогической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=