ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

349 неравнодушному отношению к жизни. Во многом духовное наследие Л. Н. Толстого предупреждает развитие в человеке социальной апатии, скепсиса, экстремистских проявлений, национальной и религиозной нетерпимости, пессимизма, эгоистичности. С. А. Юрманова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) ТОПИКА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ Л. Н. ТОЛСТОГО Развитие речевой компетенции обучаемых является важной со- ставляющей учебного процесса в целом. Независимо от содержания обучения, дидактика опирается на описание самого широкого спектра явлений действительности при помощи вербальных средств. Следова- тельно, от умения обучающего эффективно донести информацию до учащихся напрямую зависит эффективность обучения в целом. Другой стороной сказанного является то, что не менее важна способность учащегося воспринимать и понимать предлагаемое ему сообщение, и в процессе обучения любой дисциплине педагогу следует уделять внимание как «обратной связи», т. е. определению уровня понимания учащимися доносимой информации, так и, соответственно, корректи- рованию методов и приемов построения сообщений в соответствии с конкретной ситуацией. Очевидно, что наибольшее внимание разви- тию речевых навыков и умений учащихся отводится в процессе препо- давания филологических дисциплин. Количество существующих сегодня общих педагогических под- ходов и частных методик в области формирования и развития умений, связанных со всеми видами речевой деятельности, весьма велико, при- чем разработка их не прекращается. Современное общество ставит перед педагогами нелегкие задачи, сложность которых объясняется резкими социальными сдвигами и последовавшими за этим измене- ниями в ценностной ориентации, интересах и привычках молодого поколения. Практикующие преподаватели-филологи вынуждены кон- статировать: уровень развития речи учащихся – как школьников, так и студентов – печально невысок. Особенно сложной является ситуация

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=