ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

348 скому народу от христианина», «К итальянцам», «Письмо к индусу», «Два письма к М. Ганди», «Письмо в иностранные газеты по поводу гонений на кавказских духоборов», «Славянскому съезду в Софии», «Доклад, приготовленный для конгресса мира в Стокгольме», «Мысли мудрых людей», «О важности знания народом основ великих религий мира», «О веротерпимости». Прямо и исподволь Л. Н. Толстой проводил мысль о терпимости, и не только межличностной или культурной, но и религиозной, так как культура народа и поведение отдельных личностей во многом опреде- ляются религиозной традицией. В статье «Что такое религия и в чем сущность её» он писал: «…сущность религии всегда понималась и по- нимается людьми, не лишенными высшего человеческого свойства, как установление человеком его отношения к бесконечному существу или существам, власть которых он чувствует над собой. И отношение это, как бы оно ни было различно для разных народов и в разные вре- мена, всегда определяло для людей их назначение в мире, из которого естественно вытекало и руководство для их деятельности… Истин- ная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека у с- тановленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками.» (Цитата приводится по изданию: «Толстовский листок // Толстой и о Толстом.- Выпуск первый, издание второе / Сост. В. А. Мо- роз. – М.: «Мамонтовский Дом», «Музей русской народной живопи- си», 1995. – 115 с. – С. 11). Сегодня школы Российской Федерации решают непростые задачи духовно-нравственного образования, в том числе и средствами ОРКСЭ. Но эти задачи в значительной степени затрагивают мировоз- зренческие, философские, культурологические вопросы, которые ко- гда-то задавал себе и Л. Н. Толстой. Вызовы времени требуют сегодня определенной позиции в оценке социальных, этических, этнических, культурных, политических проблем, которые когда-то стояли и перед Толстым. И педагоги, и школьники наблюдают многочисленные ток- шоу по актуальным вопросам, иногда не учитывая, что диалог можно вести с такой масштабной личностью, как наш великий земляк, делая его своим единомышленником или оппонентом. Сам факт, что Л. Н. Тол- стой, успешный, обеспеченный, по современным меркам вполне благо- получный человек, занимал активную жизненную позицию, обращался к острым проблемам современности, эмоционально на них реагировал, искренне искал адекватные и ненасильственные пути их решения, должен побудить современное поколение к социальной активности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=