ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

341 тодики преподавания РКИ самым непосредственным образом связано с разработкой вопроса о месте и роли художественного текста в прак- тическом курсе РКИ. Использованию художественного текста как мощного лингводи- дактического материала посвящены работы многих отечественных ученых Е. М. Верещагина, Н. В. Кулибиной, К. А. Роговой, З. Н. Клыч- никовой и др., и это объясняется тем, что «художественный текст яв- ляется как бы трижды культурным объектом, потому что: во-первых, содержание художественного произведения представляется нацио- нально-культурным по определению; во-вторых, язык – материал, из которого «изготовлен» художественный текст; в-третьих, художест- венный текст как произведение искусства сам является фактом куль- туры» [Лаптева, 1976, 78]. Художественное произведение, являясь богатым источником стра- новедческой информации, способно активизировать речевые навыки и умения во всех видах речевой деятельности, что заставляет преподава- телей все чаще обращаться к художественному тексту в процессе обуче- ния РКИ. Но вместе с тем следует отметить, что художественные произ- ведения представляют существенную трудность для изучающих русский язык как иностранный. Это вызвано тем, что, с одной стороны, «…содержание художественных произведений эксплицитно обнаружи- вает себя в строевых и ремеционных единицах языка, а с другой, им- плицитно пронизывают всю ткань произведения, создавая трудности для восприятия их иноязычными читателями» [Константинова, 2003, 1]. Кроме того, по мнению З. Н. Клычниковой, художественные про- изведения содержат в себе информацию категориально-познаватель- ную, ситуативно-познавательную, оценочно-эмоциональную, побуди- тельно-волевую, обработка которой требует от иностранного читателя дополнительных усилий, обусловленных индивидуальными особенно- стями его интеллектуального развития, жизненным опытом, социаль- ным происхождением и т. д. Способность художественного произведения формировать позна- вательную активность обучаемого, являясь богатым источником стра- новедческой информации, оказывать воздействие на чувства и эмоции читателя, знакомя его с естественным идеалом языковой нормы, по- вышать культуру речи, делая ее ярче, образнее, и, наконец, на основе художественного материала эффективно осуществлять активизацию речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности застав- ляет преподавателей все чаще обращаться к художественной литера- туре в процессе обучения РКИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=