ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

339 ДВА ПИСЬМА Аспекты для сравнения Письмо Жюли Карагиной Письмо княжны Марьи сылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму чело- веческому, но это превос- ходная книга; чтение ее успокаивает и возвышает душу» нием, которое… не могло бы принести никакой пользы. Я никогда не могла понять страсть, которую имеют неко- торые особы: путать себе мысли, пристращаясь к мис- тическим книгам, которые возбуждают только сомнения в их умах… Будем читать лучше апостолов и Еванге- лие» Работа с таблицей сопровождается обсуждением по вопросам: 1) Чем различаются позиции княжны Марьи и Жюли Карагиной по одним и тем же темам? Как это характеризует двух девушек? 2) Как вы думаете, на чем основана дружба Болконской и Кара- гиной? Есть ли между ними что-то общее? Почему их пути в дальней- шем разойдутся? Можно ли предугадать это, читая данные письма? 3) Справедливо ли опасение, высказанное старым князем Болкон- ским («Еще два письма пропущу, а третье прочту… боюсь, много вздору пишете…»)? Что это – произвол деспотичного человека или забота любящего отца о дочери? 4) Как отражается в данном эпизоде отношение Л. Н. Толстого к своим героям, которых, как известно, он оценивает с позиции естест- венности и нравственности? Это только некоторые направления сопоставительного анализа, который неоднократно был использован автором данной статьи в про- цессе преподавания литературы в 10 гуманитарном и лингвистическом классах лицея ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Профессиональный опыт до- казывает, что данный вид работы оказывает существенную помощь в постижении текста романа-эпопеи «Война и мир», где Л. Н. Толстой ставит и решает важные проблемы – истинной и ложной красоты, се- мьи и брака, веры и неверия, нравственного выбора, ответственности за свои поступки и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=