ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

336 и полученной системой воспитания персонажей (высказывания Андрея – взвешенные и сдержанные, Пьера – эмоциональные и многословные): Пьер безгранично восхищается гением Наполеона, Андрей же разли- чает во французском императоре человека и политического деятеля. Вопрос о войне с Наполеоном волнует не только посетителей салона Анны Павловны Шерер, но и гостей в доме графов Ростовых в Москве. Составленную ранее таблицу можно дополнить мнением двоюродного брата графини Ростовой, Шиншина, который выражает отношение к вступлению России в войну с Бонапартомне политиков, не светских сплетников, а большинства простых русских людей (т.1, ч. 1, гл. XVI): «И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом?» [Толстой, 1984, 76]. Сопоставительный анализ можно продолжить вопросами: 1) Чем отличается мнение Ростовых и их гостей о войне России с Наполеоном от позиции светского общества Петербурга? 2) Как решается на первых страницах романа и как развивается в дальнейшем ходе развития сюжета одна из основных проблем рома- на о роли личности и народа в истории? Такая работа существенно облегчит дальнейшее постижение уча- щимися текста романа, в котором последовательно реализуется «мысль народная», отвергающая первенствующую роль личности в истории. Немаловажную роль в «Войне и мире» играют женские образы, которые соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, связаны ли- ниями сопоставления или противопоставления, поэтому сравнительный анализ является наиболее эффективной формой их изучения. Остано- вимся на двух женских персонажах, которые в начале романа связаны детской дружбой, но в дальнейшем их пути разойдутся, о чем внима- тельный читатель может догадаться, если внимательно прочитает пись- ма, которыми они обмениваются (т. 1, ч. 1, гл. XXII). Речь, безусловно, идет о княжне Марье Болконской и Жюли Карагиной. Корреспонден- цию героини ведут на французском языке, а перевод помещен в романе в виде сноски, на которую, к сожалению, учащиеся редко обращают внимания и не считают нужным ее читать. Поэтому следует на уроке сопоставить письма, что нам поможет понять, почему пути этих героинь разойдутся и как это связано с их воспитанием, характером и образом жизни. Письма при даже не очень внимательном прочтении поражают одновременно схожестью затрагиваемых в них тем (война с Наполео- ном, наследство, полученное Пьером, любовь, брак, круг чтения) и разностью в подходах к ним. Предлагаем учащимся заполнить срав- нительную таблицу, в которую они должны внести цитаты из писем. В окончательном виде таблица может выглядеть следующим образом:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=