ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

334 Г. С. Миронова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (Россия) СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В 10 КЛАССЕ Среди приемов изучения художественного текста особое место занимает сопоставительный анализ, дающий возможность системно и последовательно рассматривать и те элементы, которые находятся в пределах текста, и внешние по отношению друг к другу литератур- ные явления и факты. В. Г. Маранцман отмечал: «Сравнение произве- дений разных писателей или отдельных элементов художественного текста (пейзаж, портрет и т. д.) … обычно проводится для подчеркива- ния общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различий» [Маранцман, 1975, 85]. Такое сложное произведение, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», с разветвленной системой образов, множеством сюжетных линий, без сомнения, невозможно изучать в средней школе без исполь- зования сопоставительного анализа. Это необходимо для развития у учащихся предвыпускного класса навыков сравнения литературных фактов как внутритекстового, так и межтекстового характера, что яв- ляется одним из условий успешной сдачи Единого Государственного экзамена по литературе. В настоящей статье мы остановимся на неко- торых аспектах заявленной темы. На первых уроках по изучению толстовского романа рассматри- ваются начальные главы, где речь идет о салоне Анны Павловны Ше- рер, в котором происходит завязка основных сюжетных линий, но, самое главное, определяется одна из центральных проблем произведе- ния – о роли личности и народа в истории. Как известно, главной те- мой разговора в салоне является предстоящая война России с наполео- новской Францией. Задача Л. Н. Толстого в романе – развенчать идею сильной личности, что и происходит на страницах 1 тома. Преодолеть первые главы «Войны и мира» достаточно сложно (обилие француз- ского текста, сложные политические разговоры), поэтому предлагаем учащимся составить сравнительную цитатную характеристику «Поли- тические споры в июле 1805 года» (т. 1, ч. 1, гл. 1–6). Это поможет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=