ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

333 Это цветут одуванчики. Солнце согревает их. (Сидоров Дмитрий, Шегулин Максим) С сожалением хочется отметить, что данный опыт оказался разо- вым и единичным. Можно высказать множество различных мнений по поводу того, насколько методически востребованы идеи Л. Н. Толстого сегодня. Современная педагогика и психология не разделяет точку зрения писателя об изначальной идеальности ребенка, о том, что воспитание и образование уводит его от этой идеальности. Однако многие методические «приемы» Л. Н. Толстого прочно вошли в систему работы по развитию речи (Воителева, 2006): 1. Большое внимание современная методика уделяет «задаванию» тем, «предоставлению их большого выбора» (Толстой, 1989, 287) и мо- тивированности ребенка к творческому письменному самовыражению. 2. Сочинение по пословице прочно вошло в практику работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы. 3. Практика постановки проблемного вопроса или задания («вы- зов» по Л. Н. Толстому) стала практически обязательным компонентом урока русского языка. 4. Логика работы над сочинением, предложенная Л. Н. Толстым, используется в современной методике работы по развитию речи (Воителева). Таким образом, идеи, высказанные Л. Н. Толстым в статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у кресть- янских ребят?» звучат вполне современно. Литература 1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. 2. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлин- ский. – Киев: Рад. школа, 1973. 4. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=