ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014

332 Ученики С. Ю. Кондрашовой (3 класс начальной школы) учились создавать сочинения – миниатюры в форме японского трехстишия хокку. Работа велась в логике толстовской этапности обучения во вне- урочное время (в условиях школьного детского лагеря). 1 этап – предложение учителем фотографий, изображающих красиые картины природы и предложение написать по ним сочин е- ния-миниатюры форме японского хокку без какого-либо пояснения и комментария. 2 этап – недоумение учеников, отказ от выполнения работы по причине неумения и непонимания, обращение к учителю: «Что такое хокку?». 3 этап – учитель принимает «вызов», рассказывает детям о япон- ской поэзии, об особенностях формы хокку, приводит примеры япон- ских трехстиший. 4 этап – предложение учителем собственных стихотворений в форме хокку по одной из предложенных фотографий. 5 этап – рассказ учителя о своей «технологии» создания японских трехстиший. 6 этап – увлечение детей, коллективное обсуждение то, что мож- но написать по каждой предъявленной в начале работы фотографии. 7 этап – продолжение учениками работы самостоятельно. Результатом этой работы стали оригинальные детские образцы сочинений в жанре хокку, некоторые из которых оказались очень удачными и по форме, и по содержанию: 1. Под деревом одуванчики, как желтая лужица. Я удивился: «Кто разлил её» Наверное, теплое солнышко (Шегулин Максим, Дергачева Дарья) 2. Сегодня старая береза распустила новые сережки. Значит, он живет… Я порадовался ей. (Свергунова Полина, Шегулин Максим, Зезюлина Алина) 3. Морозный денек. Ветка вербы дрожит от холода. Пушистые комочки, как варежки, согревают её… И мне спокойно. (Свергунова Полина, Шегулин Максим, Зезюлина Алина, Шиш- кова Алина) 4. Поле в желтых цветах. Это солнце распалось на тысячи мелких кусочков. Грустно. (Шатрова Анастасия) 5. На зеленом поле желтый песок рассыпан.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=