ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2014
331 3. Работа исключительно над текстом сочинения без обращения внимания на каллиграфическую, орфографическую, грамматическую правильность, чтобы не «спугнуть» акт творчества. 4. Постепенное увеличение доли самостоятельности при написа- нии сочинения. Все сказанное Л. Н. Толстой иллюстрирует примером работы над написанием рассказов по пословице «Ложкой кормит, стеблем глаз колет» (напечатаны в апрельском и сентябрьском приложении к жур- налу «Ясная Поляна» за 1962 год). Интересно отметить, что использование толстовской методики в полном объеме оказалось возможным только во внеурочной дея- тельности. Так, например, опыт Л. Н. Толстого был практически полностью повторен замечательным советским педагогом В. А. Сухомлинским (Сухомлинский, 1973) Как и Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский учил детей не тому, как надо писать и сочинять, а тому, как надо «браться за сочинительство». Как и яснополянский учитель, учитель Павлышской школы не ограни- чивал творчество детей временем урока; его занятия с детьми прохо- дили во внеурочное время в свободной форме, без забот о норматив- ной речевой правильности. Этапность работы у В. А. Сухомлинского полностью соответствовала той, что предлагалась Л. Н. Толстым, прав- да, сочинения учеников создавались в устной форме, а затем записы- вались учителем. Соблюдались и все рекомендации Л. Н. Толстого о естественно- сти темы, предложении детских образцов, отсутствии забот о норма- тивной речевой правильности. В начале 90-х годов в Институте повышения квалификации и пе- реподготовки работников образования Тульской обрасти была органи- зована научно-исследовательская лаборатория «Школа Л. Н. Толстого» (руководитель – Ремизов В. Б.). Разработанные лабораторией програм- мы, предполагавшие реализацию идей Л. Н. Толстого в современных условиях, использовались в практике преподавания ряда школ г. Тулы и области. Большое внимание программы лаборатории уделяли развитию речи детей, в частности, выполнениютворческих письменных и устных работ. В рамках реализации этих идей интересен опыт учителя МБОУ СОШ № 65 г. Тулы Кондрашовой Светланы Юрьевны. Данный опыт, с одной стороны, является реализацией идей Л. Н. Тол- стого, а с другой – представляет собой его новаторскую вариацию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=